14.10.2005 02:00
    Поделиться

    Кому выгодны разговоры о российских пиратах

    Кроме этого, появилась информация о том, что Международная ассоциация производителей фонограмм (IFPI) призвала российские правоохранительные органы провести акции против российских общественных организаций, выступающих регуляторами авторских прав в нашей стране. Критику западных производителей вызвали Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС) и Национальное общество по цифровым технологиям (НОЦИТ), Российское общество по смежным правам (РОСП) и Федерация правообладателей по коллективному управлению авторскими правами при использовании произведений в интерактивном режиме (ФАИР). По мнению IFPI, они плохо защищают права иностранных правообладателей в России.

    Вместе с тем существует версия, согласно которой повышенная активность западных структур связана прежде всего со стремлением установить контроль за бурно растущим российским рынком аудио- и видеопродукции. Ведь устранение российских конкурентов позволит в перспективе западным компаниям диктовать цены на свою продукцию российским потребителям. Пока же в условиях конкуренции американские компании пошли на то, чтобы согласиться продавать лицензионные копии своих фильмов в России по ценам, которые еще год назад считались не иначе как пиратскими. Понятно, что устранение российских игроков по обвинению их в пиратстве позволит снова вернуться к практике завышенных цен, а заодно, кстати, и диктовать музыкальные и кинематографические вкусы российской публике.

    Не случайно, когда весной этого года российские социологи из ВЦИОМа решили провести первое комплексное исследование реальной ситуации с нарушением авторских прав в России, они выяснили, что настоящая картина крайне далека от той, которую ранее столь долго и тщательно рисовали на Западе. Правда заключается в том, что Россия на самом деле не является страной тотального интеллектуального пиратства, как об этом многие любили рассуждать.

    Главный вывод проведенного исследования - подавляющее большинство россиян негативно относятся к нарушению авторских прав. 78 процентов опрошенных заявили, что они отрицательно относятся к нарушению прав авторов музыкальных произведений, кино- и видеофильмов, программного обеспечения. Это полностью опровергает тезис о правовом нигилизме населения страны в отношении авторских прав. Только 10,5 процента сказали, что они положительно относятся к нарушению авторских прав.

    Можно также говорить и о категорическом нежелании значительной части населения приобретать контрафактную продукцию. 40,3 процента отпрошенных заявили, что проигнорируют предложение о приобретении нелегальной продукции. Правда, все еще значительная (примерно такая же, но чуть меньшая) часть населения подобного рода продукцию может приобрести. 38,8 процента опрошенных сказали, что при определенных условиях могут приобрести подделку.

    Только 22,6 процента опрошенных сообщили, что за последний год покупали нелегальные музыкальные диски. То есть это половина от тех, кто приобретал данный вид продукции. 15,7 процента опрошенных сказали, что покупали за последний год нелегальные видеодиски. Правда, на рынке программного обеспечения уровень пиратства составил порядка 60 процентов. А вот уровень пиратства в Интернете оказался несколько ниже. 8,1 процента опрошенных сообщили, что скачивали музыкальные и видеофайлы с интернет-сайтов, использующих нелегальные авторские произведения. Это соответствует 8,5 миллиона человек. Так как, по последним данным, количество пользователей Интернетом в РФ составляет 18,5 миллиона человек, то уровень пиратства в данной сфере может быть оценен в 45 процентов.

    Исследование, проведенное ВЦИОМом, показало, что уровень пиратства в России как минимум вдвое ниже, нежели это пытаются изобразить наши зарубежные критики, а население страны в целом негативно относится к нарушению авторских прав и готово приобретать лицензионную продукцию. Кроме этого, основываясь на опросах, эксперты оценили общее количество аудио- и видеодисков, покупаемых населением, примерно в 775 миллионов штук. При этом имеющиеся в стране мощности, по оценке специалистов, в состоянии производить не более 300 - 400 миллионов дисков в год. Это означает, что не Россия является поставщиком пиратской продукции в другие страны, а сама выступает в качестве рынка для контрафактной продукции из других государств.

    Однако зарубежные критики РФ предпочитают не замечать этих фактов. Более того, стремясь к установлению господства над российским рынком, они подчас не стесняются использовать откровенный диктат. Дело дошло до того, что в США звучат настойчивые требования "использовать торговые рычаги для того, чтобы заставить российское правительство достигнуть прогресса в решении проблемы пиратства". Прежде всего речь здесь идет об отмене торговых льгот и преференций для РФ.

    Представители IFPI, кроме этого, требуют, чтобы им был предоставлен доступ на оборонные заводы, где, по их мнению, может осуществляться массовое нелицензионное производство. Всего, по их данным, такое производство осуществляется на 24 российских предприятиях. 18 из них относятся к ВПК. Кроме того, американцами высказывается претензия в связи с тем, что в РФ снимаются ксерокопии с иностранных учебников и справочников, а в Интернете в свободном доступе лежат сделанные без разрешения издателей переводы модных бестселлеров. Не меньшие претензии вызывает и то, что российские законы позволяют гражданам свободно и без ограничений переписывать для личных нужд музыкальные кассеты и диски, а также кино с видеокассет и DVD.

    Однако подобная переговорная тактика вызывает серьезные сомнения. Принятие даже некоторых справедливых требований, высказываемых в столь грубой форме, является абсолютно неприемлемым для суверенной страны. А для перевода разговора о борьбе с пиратством в конструктивное русло необходимо провести четкую грань между бизнес-интересами американских компаний и реальным нарушением авторских прав. Как показывают опросы общественного мнения, с последним российские граждане готовы активно бороться без всякого давления на них.

    Поделиться