Ирак поддержал конституцию

Правом голоса в Ираке обладают лица, достигшие 18-летнего возраста. Таковых, по данным Центризбиркома, оказалось чуть более 15 миллионов 550 тысяч человек. Если две трети принявших участие в голосовании как минимум в трех из 18 иракских провинций скажут конституции "нет", то проект основного закона будет отвергнут.

Президент Ирака курд Джаляль Талабани стал одним из первых иракцев, проголосовавших на референдуме по проекту конституции страны. Он сделал это на одном из участков в усиленно охраняемой "зеленой зоне" в центре Багдада, где расположены правительственные учреждения и дипломатические представительства. Сразу после главы государства на участок приехал премьер-министр шиит Ибрагим аль-Джаафари.

Главными оппонентами проекта основного закона до последнего момента оставались сунниты. Они утверждали, что провозглашенный в документе принцип федерализма может привести к расколу страны. Курды и шииты хотели бы видеть Ирак федеративным государством с широкими правами для автономий. Однако этому сопротивляются сунниты. Они полагают, что появление курдской автономии на севере и шиитской на юге станет первым шагом к распаду Ирака.

Однако буквально накануне голосования, благодаря обещаниям властей внести устраивающие суннитов изменения в конституцию после его одобрения на референдуме, о своем решении поддержать основной закон заявила влиятельная суннитская Исламская партия Ирака. Однако другие крупные суннитские организации по-прежнему выступают против конституции.

Заранее предпринятые по всей стране меры безопасности позволили провести референдум в спокойной обстановке. Число погибших в результате нападений боевиков на избирательные участки составило четыре человека. На время голосования были полностью закрыты границы Ирака с соседними государствами. Власти запретили пересекать на автомашинах внутренние границы провинций. Были отменены и все зарубежные авиарейсы.

Багдад был полностью закрыт для передвижения автотранспорта. Исключение составляли автомашины журналистов, военных и сотрудников экстренных служб. Центры для голосования, большинство которых находилось в школах, напоминали неприступные крепости и охранялись автоматчиками на крышах и усиленными нарядами полиции. Тем не менее, по словам члена иракского Центризбиркома Аделя аль-Лями, из 6 тысяч 23З столичных участков, которые первоначально планировалось открыть, приступили к работе только 5 тысяч 617.

Представители иракского Центризбиркома сообщают о "высокой" явке избирателей, особенно на севере и юге страны, где живет преимущественно курдское и шиитское население. "Повышенная явка" отмечена и в некоторых суннитских городах, прежде всего в Эль-Фаллудже, расположенной в 50 километрах к западу от Багдада.

Российский МИД "позитивно оценил результаты референдума, а также переговоров между лидерами иракских политических сил, которым удалось договориться о внесении в текст поправок, учитывающих требования представителей суннитской общины".

комментарий

Георгий Мирский,
ГЛАВНЫЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ИНСТИТУТА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ РАН, ДОКТОР ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР:

- После принятия конституции террористические атаки в Ираке не пойдут на спад. Конечно, террористов из "Аль-Каиды" разочаруют результаты референдума. Но это не означает, что они смирятся с ситуацией.

Напротив, они удвоят усилия, чтобы сорвать планы Вашингтона. И перед новыми парламентскими, а затем президентскими выборами в Ираке развяжут еще более кровавую бойню. Боевики надеются, что американское общество потребует от президента вывести войска из Ирака. Тогда суннитские лидеры постараются вновь захватить власть в стране. Удастся ли им добиться цели, другой вопрос. Пока трудно оценить, насколько боеспособной окажется вновь создаваемая иракская армия и удастся ли руководству Ирака внести раскол в ряды суннитов. Но пока принятие конституции Ирака можно расценивать как успех американцев. Им удалось разработать проект основного закона таким образом, что его одобрили ООН и "большая восьмерка", включая Россию. А также поддержали шииты, курды и часть суннитов в Ираке.