Увеличение средних цен на бензин было зарегистрировано в 16 субъектах РФ. При этом в Великом Новгороде он подорожал на 1,3 процента. В Москве его рост составил 0,3 процента, в Санкт-Петербурге - соответственно 0,4 процента. В 69 субъектах РФ цены остались на прежнем уровне. За этот же период розничные торговцы снизили на один процент продажи нефтепродуктов и на 1,4 процента увеличили их запасы. Организации, занимающиеся оптовой торговлей, наоборот, повысили продажи на 1,1 процента, а запасы нефтепродуктов снизили на 6,5 процента.
Таким образом, можно констатировать факт, что российские нефтяные компании худо-бедно продолжат удерживать ценовой мораторий на бензин. Однако, как показала последняя неделя сентября, не совсем успешно. Повышение цен на бензин на рынках западных стран толкает российских нефтяников следовать за западной тенденцией. И, похоже, изменить ее не поможет и снижение налогов на нефтяную отрасль. По крайней мере, считает замминистра финансов РФ Сергей Шаталов, снижение ставки НДС с 18 до 13 процентов не приведет к снижению цен. Это показали и отмена налога с продаж, и предыдущие снижения ставки НДС, говорит он. Так что никакое из этих действий не приводило к снижению цен.
Кроме того, не было обнаружено зависимости между снижением НДС и темпами экономического роста.
Нельзя не отметить того факта, что НДС, о снижении ставки которого в России ратуют иностранные инвесторы, остается довольно-таки высоким в странах Европы. Особенно это характерно для Восточной Европы, где ставка налога на добавленную стоимость колеблется в диапазоне 22-25 процентов. Не факт, в этой связи, что и изменение ставки НДПИ приведет к снижению цен на бензин на российском рынке. Конечно, это приведет к известной выгоде для самих нефтяников, но не отразится на потребителе. Сегодня рентабельность нефтяных компаний составляет порядка 15-20 процентов. Во всем мире этот показатель считается нормальным явлением. Но только почему-то не у нас.
Другое дело, что доходы от продажи нефти на внешнем и внутреннем рынках являются разными. И, скорее всего, именно этот факт заставляет нефтяные компании повышать цены на бензин внутри страны, стирая грань между прибылью от внешней и внутрироссийской деятельностью.
Тем временем на мировых рынках на прошлой неделе цены на нефть вновь начали расти, перевалив уже в среду за отметку 64 доллара за баррель. На Нью-Йоркской товарной бирже по оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), сентябрьский спад спроса на бензин, который был вызван скачком цен после ураганов "Катрина" и "Рита", сменился умеренным ростом. Увеличение же котировок спровоцировал прогноз метеорологов о том, что предстоящей зимой на северо-востоке США установится более холодная, чем обычно, погода. Увеличение добычи нефти как странами - членами ОПЕК, так и независимыми экспортерами не спасет ситуацию с ростом цен на мировых рынках.
Нынешние проблемы мирового нефтяного рынка заключаются не в нехватке нефти, а в трудностях ее доставки, считает министр нефти и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Али ибн Ибрагим ан-Нуэйми. Мировой рынок переживает встряску, и цены испытывают постоянное давление из-за того, что инфраструктура отрасли исчерпала свои возможности. Дело в том, заявил он, что спрос все время растет, а инвестиции в производственные мощности идут в недостаточном количестве. Плюс к этому добавляется и качество самой нефти, которая не всегда соответствует перерабатывающим объектам. Так что цены будут расти и дальше, до тех пор пока не найдется адекватного источника энергии.