Новости

18.10.2005 02:00
Рубрика: Экономика

Если платишь - будь здоров!

Российский рынок спорттоваров и фитнес-услуг: любителей активного образа жизни становится все больше

Однако в крупных городах рынок фитнес-услуг развивается весьма интенсивно. Так в Москве каждый год открывается около 10-15 клубов, а общее число спортивных учреждений различного типа достигает уже 2000. При этом элитный сегмент занимает не более 4 процентов. Нижний сегмент, так называемый low end, представлен наиболее широко. Клубы этого типа отличаются изношенным оборудованием, низкой степенью комфортности, узким спектром предоставляемых услуг. Наиболее перспективным считается промежуточный сегмент, рассчитанный на потребителя со средним, по столичным меркам, уровнем доходов.

Между тем рынок спортивно оздоровительных услуг в Москве и России - это два разных рынка. Если в Москве рынок находится в стадии активного развития, то в регионах только появляются первые ростки цивилизованного фитнес-рынка. На самом деле если хороший клуб в Москве может иметь оборот 15 миллионов долларов, то в регионе 600 тысяч долларов, что уже очень хороший показатель, отмечают специалисты. По их мнению, в регионах, до среднего класса дело еще не дошло. Нет смысла работать в среднем ценовом сегменте, когда премиум сегмент еще не занят. В регионах цены и доходы меньше. Поэтому окупаемость проектов составляет два-три года.

Надо отметить, что одновременно с рынком фитнес-услуг в России стал развиваться и рынок товаров для спорта и отдыха. По оценкам экспертов, насыщенность рынка спортивных товаров весьма высока, так что в будущем следует ожидать скорее передела, а не освоения новых площадей.

По данным экспертов, мировой рынок спортивных товаров составляет от 120 до 150 миллиардов долларов. Причем его львиная доля приходится на США - около 70 миллиардов долларов. В России же, по официальным данным, спортивных товаров ежегодно продается на 1-1,7 миллиарда долларов. В то же время надо отметить, что отечественный рынок спорттоваров расширяется и претерпевает серьезные структурные изменения, все больше приближаясь к модели, доминирующей в западных странах.

В Западной Европе и США торговля спортивными товарами осуществляется в четырех неравнозначных направлениях: монобрэндовые магазины наиболее известных производителей; бутики, где продается все самое модное и актуальное для спорта; специализированные по видам спорта небольшие сети или отдельные магазины; и наконец, крупные мультибрендовые сети. Причем самая большая доля рынка приходится на крупные мультибрендовые сети, где можно купить широкий ассортимент товаров ведущих производителей в той или иной категории, начиная с кроссовок и рюкзаков и кончая футбольными мячами и тренажерами.

Признанными лидерами рынка спортивных товаров являются 5-8 наиболее известных брендов. Учитывая, что импорт составляет 95 процентов отечественного рынка спортивных товаров, его климат определяют именно эти законодатели мировой спортивной индустрии.

Исследовательский центр агентства League Consulting в свою очередь провел исследование спроса на рынке спортивных товаров и услуг России в I квартале 2005 года.

Данное исследование показало, что 63,9 процента респондентов заняты поиском спортивных и связанных со спортом сервисных услуг. Причем спортивные товары активно ищут 30,5 процента абонентов. А вот оставшимся 5,6 процента респондентов необходима всего лишь информация о предстоящих или прошедших соревнованиях. При этом 91,5 процента случаев респонденты заняты поиском спортивных товаров и услуг для себя. А для детей, друзей и знакомых - всего 8,5 процента респондентов. В то же время те же 91,5 процента респондентов ориентированы на тот или иной вид спорта, а оставшиеся 8,5 процента привержены спортивному стилю жизни, такому как одежда в спортивном стиле, посещение спортивных шоу и другое.

Поскольку плавание является наиболее популярным видом, то и наиболее часто интересует информация по товарам и услугам, связанных с этим видом (20,9 процента), а также фитнесом и бодибилдингом (20,4 процента). Распределение спроса по видам спорта показано на диаграмме.

Пожалуй, наиболее популярными видами зимнего отдыха в России являются лыжи, коньки и сноуборд. Если спортом обычно занимаются активные люди, то зимними видами - гиперактивные. В последние годы наблюдается стремление к экстриму: сноуборду, горным лыжам и прочему. На зимние виды - лыжи, горные лыжи, некоторые экстремальные виды (сноуборд), хоккей, коньки - в совокупности приходится доля в 16,5 процента спроса.

Высокий уровень спроса в начале года наблюдался на товары и услуги, связанные с катанием на коньках (10 процентов). Вопросов, где можно покататься на коньках, где приобрести коньки, а также служб сервиса в это время было достаточно много. Кстати, довольно часто встречались вопросы и по бильярдным клубам, а также бильярдным аксессуарам (5 процентов), по стрелковым видам спорта (4 процента). Замыкают же запрашиваемые виды спорта дайвинг, спортивные танцы и теннис (по 1 проценту).

Кстати, пока объем продаж спортивных товаров относительно невелик: всего около 1 миллиарда долларов в год; однако столь головокружительные темпы прироста - до 30 процентов в год и не снились зарубежным производителям и продавцам. Например, рост европейского спортивного рынка, по данным международной организации World Sports Forum, за последние три года составил лишь 5,4 процента (впрочем, в стоимостном выражении эта цифра превышает совокупный рост ВВП стран ЕС за тот же период). Игроков становится не то чтобы больше - скорее, они набирают вес, вытесняя или поглощая конкурентов.

В спросе на спортивные товары, как отмечает агентство League Consulting лидерство держат мужчины. Доля мужчин среди респондентов, занимающихся поиском спортивных товаров, составляет ровно 60 процентов. Причем определенный бренд искали только 15,4 процентов респондентов. Среди мужчин эта доля составляет 13,2 процента, а среди женщин 18,5 процента стремятся приобрести товар-бренд.

При запросах на спортивные товары 88,2 процента респондентов ориентированы на конкретный вид спорта. Остальная часть респондентов либо интересуется одеждой в спортивном стиле, либо не определилась в своем спортивном направлении. Причем наибольшим спросом пользуются товары для фитнеса и бодибилдинга. Что касается структуры запрашиваемых брендов по видам товаров, то здесь более трети приходится на инвентарь и аксессуары.

На самом деле по жизни женщины более дотошны, чем мужчины, а по сему именно они чаще запрашивают товар с указанием места покупки. К тому же именно женщины в большей степени готовы приобретать брендовые товары в наиболее известных компаниях.

Впрочем, спортивными услугами также чаще интересуются женщины. При обработке сведений агентством League Consulting о спросе на спортивные услуги выявилось, что 91,4 процента респондентов определились со спортивным направлением и занимаются поиском чего-то конкретного. Остальные же интересуются спортивными организациями, предоставляющими широкий спектр спортивных услуг. Кстати, гольф; дайвинг; картинг; керлинг; сквош; теннис; яхтинг; относятся к элитным и дорогим видам спортивного досуга.

Если рассматривать в фокусе достатка респондентов, то более осведомленными являются респонденты средней категории. Наименее осведомленными являются респонденты с высоким достатком, при этом мужчины знают об организациях, предоставляющих интересующую услугу в 2 раза меньше, чем женщины.

Наиболее известными поставщиками спортивных услуг являются крупные спорткомплексы и бассейны - 22,6 процента и 18,8 процента соответственно. Кроме того, достаточно большой интерес вызывает известность компаний относительно наблюдаемого спроса. В таблице рейтинга известности типов организаций, представлен рейтинг спортивных организаций с учетом относительного коэффициента известности спортивных организаций. Так вот с учетом этого коэффициента рейтинг спортивных организаций поменялся. Теперь наиболее известными для респондентов являются картинг-клубы, а также бильярдные и боулинг-клубы. Все остальные организации имеют относительный коэффициент известности ниже 50 процентов. А замыкают рейтинг фитнес-клубы.

В целом спортивные услуги можно разделить на основные группы, а именно: фитнес-услуги - где весь спектр услуг направлен на поддержание хорошей физической формы, которые в последнее время ассоциируются с фитнесом. Подобные услуги комплексно предоставляются чаще всего фитнес-клубами, спорткомплексами, спортивными секциями. Активный досуг - здесь чаще всего встречаются единичные услуги, которые связаны со спортивным досугом. Развлечения - это услуги, которые предоставляются в развлекательном секторе, таком как боулинг, бильярд, трансляции спортивных матчей и т.д. Спортивные тренировки - в данном сегменте предоставляются услуги по подготовке профессиональных спортсменов по разным видам спорта. Как правило, это ДЮСШ, школы высшего спортивного мастерства, олимпийского резерва и т.д.

При разделении спроса на различные виды услуг у мужчин и женщин наблюдаются весьма существенные различия. Правда, как у тех, так и у других на первом месте все же находятся фитнес-услуги. Только вот у женщин доля фитнес-услуг несколько больше. В сегменте же развлечений и сервиса лидируют мужчины. Они наиболее активно интересуются организациями, предоставляющими эти услуги.

Что касается структуры спроса на основные фитнес-услуги, то наибольшее количество респондентов для поддержания хорошей физической формы хотят заниматься плаванием. И даже при поиске фитнес-клуба помимо основных услуг, входящих в клубную карту, респондента интересует наличие бассейна. В 27,2 процента респонденты запрашивают информацию о комплексе фитнес-услуг. Как правило, это тренажерный зал, различные виды аэробики, единоборства и восточные практики (йога, гимнастика) и т.д.

Из области развлечений чаще всего респондентами по нраву бильярдные клубы, а также клубы, где можно поиграть в боулинг. Экстремальными видами - скейтбордингом и катанием на роликовых коньках - готовы заниматься 27,3 процента респондентов. Оставшаяся доля респондентов хотели бы провести время в баре или ресторане, где будет транслироваться футбольный матч.

Если посмотреть на развитие фитнес-индустрии в мире, то очевидно, что будущее не за отдельно взятыми клубами, а за крупными сетевыми игроками. Российская фитнес-индустрия развивается во многом аналогично английскому рынку, который тоже начинался с верхнего сегмента, с очень дорогих клубных карт (в отличие от американского, выросшего из обычных "качалок"). На британский рынок капитал пришел примерно после 15-18 лет развития рынка. На основании определенного сходства специалисты уверены, что через три-пять лет большие деньги придут и в российский фитнес.

Внимание!
К этой статье прилагаются графики:

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Экономика Бизнес