Новости

18.10.2005 04:00
Рубрика: Экономика

13 - процент удачи

Однако снижение НДС до 13 процентов надо подкрепить стимулами инвестиционной активности предприятий
Текст: Антон Данилов-Данильян (председатель экспертного совета "Деловой России")

...А минфин против

Минфин категорически возражает против инициативы Михаила Фрадкова. Ведь, чтобы компенсировать потерю бюджетом нескольких сот миллиардов рублей, придется пожертвовать частью средств Стабилизационного фонда. Однако если посмотреть на динамику прироста средств Стабфонда, то мы увидим, что он прирастает на гораздо большие суммы, чем потери от снижения НДС. Так на конец текущего года ожидается, что он достигнет размера примерно в 1,4 триллиона рублей, а на конец следующего года значительно превысит уровень в 2 триллиона рублей. При этом, по прогнозам всех ведущих мировых экспертов, уровень цен на нефть в ближайшие год-два останется стабильно высоким, а значит, поступление средств в фонд не прекратится. Минфин также говорит, что появление в экономике дополнительных денежных средств, которые сейчас стерилизуются (изымаются) с помощью Стабфонда, приведет к повышению уровня инфляции.

Теперь давайте рассмотрим, что на деле произойдет, если у бизнеса появятся дополнительные средства. Эта мера должна применяться для всех, поскольку НДС универсальный налог, поэтому все предприятия получат какую-то дополнительную сумму. Что они с ней сделают?

Есть два варианта. Первый - эти деньги будут направлены на пополнение оборотных средств. В этом случае действительно возникает риск повышения уровня инфляции. Второй вариант - сэкономленные на уплате НДС суммы пойдут на закупку необходимых средств производства, то есть на модернизацию и инвестиции. Здесь инфляционный момент практически отсутствует. Почему? Потому что отечественные машиностроительные производства испытывают нехватку заказов и при увеличении спроса они вряд ли станут увеличивать цены на свою продукцию. Часть средств также уйдет на приобретение импортного оборудования и технологий. При этом они попадут на валютный рынок, в результате чего увеличится спрос на валюту и, как следствие, замедлится рост курса рубля. Возможно также, что несколько снизится размер золотовалютных резервов. Но это не страшно, учитывая их нынешний объем - свыше 150 миллиардов долларов.

Замедление темпов укрепления рубля, это то, чего добиваются Центральный банк и правительство, поскольку в целях борьбы с инфляцией им приходится укреплять рубль, что негативно сказывается на всей экономике в целом. Сейчас они просто вынуждены скупать избыток нефтедолларов и наращивать золотовалютные резервы, а "лишние" рубли накапливать в Стабилизационном фонде. В нашем же случае можно констатировать, что уменьшение объема Стабфонда, как инструмента стерилизации избыточной денежной массы, не приведет к росту темпов инфляции. Стоит также отметить, что уменьшение ставки налога на добавленную стоимость не помешает реализации политики по уменьшению внешнего долга - опять же по причине очень высокого объема накопленных средств.

Чем подкрепить налоговые поблажки

Таким образом, чтобы избежать негативных последствий для экономики, снижение НДС необходимо увязать с комплексом мер по улучшению инвестиционного климата в стране. Предприятия надо побудить направлять полученные средства на модернизацию. Если такой комплекс мер будет четко сформулирован, то опасаться инфляции не стоит.

Что же может сделать правительство?

Во-первых, это все то же снижение до нуля ставок таможенных пошлин на импортное оборудование, не имеющее внутренних аналогов. Во-вторых, необходимо, чтобы, как сказал президент, прекратился налоговый терроризм.

В-третьих, явно необходимо облегчить открытие новых производств. Обязательно надо снизить количество согласований, что приведет к уменьшению чиновничьих поборов и коррупции. В России на самом деле нет такого чудовищного негативного влияния на окружающую среду и здоровье граждан, чтобы оправдать такое огромное количество согласований. У нас большая территория, у нас, согласно материалам Киотского протокола, почти на треть уменьшился объем выбросов по сравнению с советским периодом. Сейчас же все эти разрешения вырождаются в банальное взяточничество, так как купить можно любое разрешение.

В-четвертых, надо более активно развивать особые экономические зоны (ОЭЗ), концессии и другие инструменты. Пока их применение значительно ограничено бюрократическими препонами. Почему, например, надо отбирать регионы, в которых будут организованны ОЭЗ? Зачем проводить конкурс? Изъявили желание, например, 35 регионов создать у себя особую зону, так почему бы не дать им всем такую возможность? Из тех технико-экономических обоснований, которые сейчас имеются, на создание одной зоны требуется примерно 70 млн. долл. Пусть федеральный бюджет даст 50 миллионов. Умножив на число заявок, мы получим сумму примерно 1,5 миллиарда долларов, то есть около 45 миллиардов рублей. Это всего 1 процент от объема Стабфонда, который будет накоплен на конец текущего года.

Все это лишь небольшая часть того, что можно предпринять.

Что мешает бюрократии

Жаль, что у правительства не хватает времени этим заниматься (хотя, конечно, создание Инвестиционного фонда это все же шаг вперед). Оно, к сожалению, зачастую продолжает устраивать административные игры. Возможно, также, что пассивность кабинета министров объясняется эффектом "зарабатывания денег". Сначала кажется, что получил миллион и этого достаточно. Потом, оказывается, что нет - нужно десять. И так далее, до бесконечности. Со Стабилизационным фондом происходит ровно такая же история. Каждый раз чиновники будут доказывать, что накопленных средств недостаточно. Ведь всегда можно нарисовать соответствующий катастрофический сценарий. Но в том-то и искусство управления, чтобы выстраивать план на много лет вперед и думать не о том, что случится, если упадет цена на нефть, а о том, что запустить, чтобы компенсировать снижение доходов не за счет резервов, а за счет внутреннего производства. Этого пока в деятельности правительства не очень много.

Без Кадастра не будет рынка

Зато чиновники придумывают способы изъятия денег из экономики. Например, выкуп земельных участков предприятиями. Было бы понятно, если бы в федеральном бюджете не хватало денег. Но он постоянно выполняется с профицитом в несколько процентов ВВП. Если речь идет о нехватке средств в местных и региональных бюджетах, то лучше передать им часть налоговых доходов Федерального центра, а не обирать бизнес на колоссальные суммы. Если правительство преследует цель повысить капитализацию предприятий, то это можно сделать, просто передав земельные участки предприятиям, без всякого выкупа. Но для этого необходимо запустить рынок земли, а этим надо заниматься - доделать Земельный кадастр и так далее.

Но бороться сегодня за бесплатную передачу земли предприятиям практически безнадежно. Поэтому разумно, чтобы сумма платежей по выкупу земельного участка составляла не более 2 процентов его стоимости в соответствии с кадастровой оценкой 2006 года, а для городов численностью более 3 миллионов жителей - не более 20 процентов. Мы также предлагаем освободить собственников земельных участков от необходимости уплачивать дополнительные платежи в случае перепрофилирования принадлежащих им участков. Кроме того, землепользователи должны иметь право вносить выкупные платежи в рассрочку в течение 15 лет. Это принципиальное условие, которое позволит предприятиям-землепользователям осуществлять выкуп занимаемых ими земельных участков без существенного расходования на эти цели оборотных средств.

Очевидно, что если заставить предприятия платить за землю "по полной", то об ускорении темпов экономического роста можно забыть. Выкупом земли можно решить задачу, если идет процесс перегрева и надо сдерживать рост экономики. У нас-то задача обратная - модернизация. И снижение НДС эффекта не даст - сэкономленные деньги будут целиком съедены выкупом земельных участков. Есть ли вообще вероятность того, что премьер-министру удастся воплотить свои предложения в жизнь? Если администрация президента будет последовательно поддерживать предложение Михаила Фрадкова, если президент встанет на эту позицию, то шансы есть.

Экономика Финансы Налоги Налоговая реформа