Новости

19.10.2005 07:00
Рубрика: Власть

Приключения "Электрона"

Сбежавший траулер в Баренцевом море встречают пограничники

Эпопея с его арестом закончилсь вчера шумно, но без потерь.

События у берегов Шпицбергена развивались в ритме хорошо закрученного детектива. Сначала - дежурное сообщение, что поймали наше судно за незаконный лов в норвежских водах. Потом стало известно, что судно-нарушитель, на который высадились норвежские инспектора, пойдет в ближайший порт. А затем новости стали напоминать сводки с театра боевых действий.

Эта история началась три дня назад и не предвещала такого бурного эпилога. Норвежцы задержали "Электрон" по подозрению в незаконном промысле в смежных водах. Суть нарушений - в объемах улова, размерах рыб, их пород. Поэтому траулер был арестован и отконвоирован к архипелагу Шпицберген. Как заявили корреспонденту "РГ" в генеральном консульстве Королевства Норвегия в Мурманске, уже тогда береговая охрана знала, что ранее "Электрон", за такие же нарушения был лишен лицензии на ведение промысла в районах норвежской юрисдикции. Кстати, российские пограничники также припомнили за "Электроном" ряд нарушений условий промысла в наших водах. И в понедельник на борт траулера поднялись два инспектора рыбоохраны Норвегии. Что происходило дальше? По одной из версий норвежские инспекторы конфисковали не только судовой и промысловый журналы, но даже паспорт моряка капитана и свидетельство о разрешении плавания под российским флагом. Потом была сделана попытка отбуксировать судно в норвежский порт, но трос лопнул и капитан на всех парах повел "Электрон" в российским водам - вместе с оказавшимися на борту инспекторами. Оперативный дежурный службы наблюдения за флотом сообщил, что этому решению капитана предшествовал приказ судовладельца.

Когда верстался номер, рыболовецкое судно на всех парах шло в сторону родного берега.

До флотилии рыболовецких судов ему оставалось 70 миль, до входа в Кольский залив - 180 миль. Разыгравшийся в Баренцевом море шторм - с силой ветра 28-30 метров в секунду - снизил скорость судна с максимально возможных 11 узлов до 5-6 узлов. Инспекторы береговой охраны пока находятся на борту российского судна.

Драматизм ситуации усугубляется огромными волнами и подозрениями перепуганного капитана "Электрона" Яранцева относительно действий норвежской береговой охраны, о которых он постоянно передавал по рации в Государственную администрацию Мурманского морского рыболовецкого флота и судовладельцу: то норвежцы забрасывают его корабль зажигательными снарядами, то идут на таран. Как корреспонденту "РГ" сообщил офицер пресс-службы Регионального командования вооруженных сил Северной Норвегии, береговой охране не давали приказов таранить или атаковать нарушителя. Что же касается преследования, то Региональное командование ВС подтвердило, что норвежские суда береговой охраны будут следовать за российским рыболовным траулером "Электрон" до тех пор, пока ситуация не разрешится.

И дипломатия подсказала командующему Северным флотом России не вмешиваться в этот инцидент. Решение ситуации и поиск выхода из тупика предоставили министерству иностранных дел, исполнение - пограничникам. И МИД договорился с норвежской стороной. В том случае, если "Электрон" не повернет и не пойдет в порт Тромпсе (куда изначально предложили следовать капитану траулера инспекторы береговой охраны), в территориальных водах России (12 миль от берега) норвежские корабли должны остановиться. Там "процессию" встретит сторожевой корабль Арктического регионального пограничного управления ФСБ России "Тверь", который примет на свой борт инспекторов и доставит их на борт "норвежцев". Хотя пока, как сообщил корреспонденту "РГ" оперативный дежурный службы наблюдения за флотом, сейчас, даже если было бы желание, это невозможно. Шторм такой, что без опасения получить пробоину корабли друг с другом состыковаться не смогут.

прямая речь

Глава МИД России Сергей Лавров считает, что инцидент вокруг траулера "Электрон" будет разрешен в ближайшее время.

"Есть понимание с обеих сторон, что это довольно нештатная ситуация и она будет урегулирована путем переговоров", - пояснил Лавров.

Комментируя причины инцидента, Лавров заявил, что Россия никогда не соглашалась с параметрами рыбоохранной зоны, установленной Норвегией.

"Инцидент произошел в районе Шпицбергена, который норвежская сторона объявила рыбоохранной зоной. Мы никогда не соглашались с параметрами, которые были установлены норвежцами в одностороннем порядке. Эта тема долгие годы остается предметом переговоров наших стран", - добавил министр.

В администрации Мурманской области убеждены: норвежцы не имели права задерживать траулер "Электрон", который ловил рыбу в районе Шпицбергена.

"На эту островную зону мы обладаем одинаковыми с Норвегией правами, закрепленными международным соглашением еще в начале прошлого века. Применение норвежцами своих законов на данную территорию противозаконно. И инцидент с траулером "Электрон" мы с полным основанием можем считать покушением на суверенитет российского государства", - заявил заместитель руководителя департамента продовольствия, рыбной промышленности и сельского хозяйства правительства Мурманской области Вадим Соколов.

мнение 

Ойвинд Нурдслеттен,
ПОСОЛ НОРВЕГИИ В РОССИИ:

- Российский траулер "Электрон" должен был руководствоваться теми указаниями, которые давали представители норвежской Береговой охраны. Вначале "Электрон" подчинился аресту без каких-либо замечаний. Судно, на борту которого находились два норвежских инспектора, взяло курс на норвежский порт. Но через некоторое время экипаж отказался выполнять указания норвежской береговой охраны. Судно попыталось избежать ареста и изменило курс, указанный Береговой охраной. При этом норвежские инспектора остались на борту "Электрона". Такое поведение означает совершенно неприемлемое обращение с представителями норвежской власти, а кроме того, безусловно, противоречит всем международным правилам.

Норвежская сторона намерена принять все необходимые меры для ареста судна. Решающее значение в этом вопросе придается безопасности на море и соображениям сохранения жизни и здоровья людей.

Мы рассматриваем данный инцидент не как межгосударственную проблему, а как вопрос, которым должны заниматься правоохранительные органы наших стран. Мы не считаем, что данный вопрос способен негативно повлиять на хорошие взаимоотношения между Норвегией и Россией. Обе стороны заинтересованы в устойчивом управлении рыбными ресурсами в Баренцевом море. По этим вопросам между нами существует доброе и тесное сотрудничество.

Важной частью этого сотрудничества остается борьба с незаконным промыслом. Стороны едины в том, что эта борьба необходима для того, чтобы сохранить живые ресурсы Баренцева моря. Эти вопросы недавно обсуждались на высоком уровне, и мы согласны с тем, что следует принимать жесткие меры против экологических преступлений. Реакция норвежских властей на незаконный промысел со стороны судна "Электрон" стал, с нашей точки зрения, ярким примером наших общих усилий по сохранению ресурсов Баренцева моря на благо обоих государств.

Геннадий Степахно,
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР СОЮЗА РЫБОПРОМЫШЛЕННИКОВ СЕВЕРА:

- Я не хочу оценивать инцидент с "Электроном", а объясню суть ситуации. 22-28 октября должно состояться заседание норвежско-российской смешанной комиссии по рыболовству. Именно она определяет ежегодный объем квот на отлов в Баренцевом море наших дальневосточных камчатских краба, трески, пикши, сельди, путассу, мойвы и другой рыбы.

Эта комиссия действует уже 10 лет, и получается, что каждый раз накануне норвежская сторона демонстрирует силу - старается уличить российских рыбаков в том, что они якобы незаконно "перелавливают" установленное количество рыбы, и, соответственно, должны поплатиться квотами на последующий лов. Как правило, "инциденты" с российскими траулерами происходят 1-2 раза в год и, разумеется, становятся предметом разбирательств на комиссии.

Хотя надо сказать, что в целом в Баренцевом море мы с норвежцами работаем дружно. Однако из зоны Шпицбергена, богатой на рыбу, они давно и упорно пытаются вытеснить российских моряков. В Баренцевом море вообще действует сложная схема по отлову рыбы. Акватория поделена на 5 подрайонов с разной юрисдикцией - норвежская экономическая зона, российская экономическая зона, зона Шпицбергена, так называемый смежный участок - анклав, и нейтральные воды в норвежском море.

Фото: Вести.Ru

Власть Работа власти Внешняя политика В мире Европа Норвегия Скандал с российским траулером "Электрон"