В ближайшее время на рассмотрение правительства будет представлен доклад об организации в России биржи по торговле нефтепродуктами. И не исключено, что она заработает уже в следующем году.
Глава минэкономразвития Герман Греф сообщил на днях, что предложения о создании в России такой торговой площадки будут подготовлены уже к ноябрю. По мнению главы Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева, нефтяная биржа позволит создать абсолютно прозрачные и рыночные условия в сфере закупок топлива. И тем самым хотя бы в одной отрасли будет положен конец серым схемам, основанным на трансфертном ценообразовании.
Вообще события последнего времени показали, что государство всерьез взялось за подобные злоупотребления. Эти финансовые схемы стали одним из самых сомнительных достижений 90-х годов. В общем виде они выглядят следующим образом. Предприятие "А" продает свою продукцию по заниженной цене (нередко дешевле себестоимости) некоей компании "Б", формально с ней никак не связанной, но в действительности контролируемой теми же лицами, что и поставщик. При этом по бухгалтерии, естественно, получается, что "А" работает без прибыли, а то и вовсе с убытками. Хотя в реальности на ее месте могли оказаться и нефтяная компания, и сталелитейный комбинат. Центром прибыли становится торговая фирма "Б".
Формально все законно. Два независимых экономических агента вправе заключать сделки по любым ценам. Это их право. Однако на практике эта схема становится опорой для самых разных злоупотреблений. Например, фирма "Б" может оказаться офшорной. В этом случае "А", якобы работающая в убыток, платит минимальные налоги. Фирма же "Б" не платит их в России вовсе. А в офшорной юрисдикции они на порядок ниже. Соответственно владельцы обеих компаний "экономят" на налогах, а государственная казна несет убытки.
Злоупотребления не ограничиваются лишь налоговой сферой. Например, предприятие, которое длительное время продает продукцию себе в убыток, можно довести до банкротства. А затем выкупить по бросовой цене (благо вся прибыль от работы схемы оставалась у организаторов схемы). Еще одно применение таких схем - импорт. Занижая стоимость поставляемой из-за рубежа продукции, можно здорово экономить на таможенной пошлине, а НДС и вовсе свести к нулю.
Нельзя сказать, что широкое распространение этих, и других подобных схем было тайной для налоговых и правоохранительных органов. Однако доказывать незаконность подобной практики долгое время не удавалось. Сложилась странная ситуация: все понимали, что злоупотребления противоправны, однако при этом они являлись чуть ли не нормой деловой жизни. Более того, некоторые компании открыто кичились ими, заявляя об "эффективности своего финансового менеджмента". Лишь после 2000 года появились более или менее успешные прецеденты, продемонстрировавшие борьбу государства с подобными схемами. Нужно признаться, что многие компании поняли этот сигнал правильно, начав переводить свою деловую практику в соответствие не только с буквой, но и с духом закона. Существенно сократилось, в частности, использование "офшорных" схем, а внутренние офшоры попросту прикрыли. Но так поступили далеко не все. Не только отдельные предприятия, но и целые сектора экономики пропустили происходящее "мимо ушей", видимо, сочтя произошедшие прецеденты лишь эпизодами конкурентных войн и борьбы за собственность.
Однако последние месяцы убедительно доказали, что речь идет о целенаправленной государственной политике. Ряд успешных акций, проведенных правоохранительными органами сразу в нескольких отраслях, доказал, что государство научилось не только выявлять, но и пресекать злоупотребления, связанные с "игрой" ценами. А главное - начало делать не в прецедентном, а в рабочем порядке.
Так, министерством внутренних дел были проведены проверки в угольных компаниях Кузбасса. Оказалось, что многие из них торговали топливом по заниженным ценам, продавая его собственным трейдерам, зарегистрированным в офшорах. Последние, естественно, реализовывали сырье за рубежом уже по рыночной стоимости. При этом образовывалась значительная экономия на налогах, которые должны были поступать в российскую казну.
Внешне совершенно непохожая, но в действительности практически идентичная история произошла на рынке сотовых телефонов. Различие лишь в том, что касалось оно не экспорта, а импорта. Все то же МВД задержало поистине гигантскую партию сотовых телефонов - 335 тонн, или более миллиона аппаратов. Судя по всему, они завозились в Россию с занижением реальной стоимости. Это позволяло прилично (а вернее сказать, неприлично) сэкономить на пошлинах и НДС. Причем речь идет явно не о единичной поставке. По некоторым данным, объем импортируемых "в белую" сотовых аппаратов не превышает 10 процентов. Проведенные зачистки не только нанесли серьезный экономический ущерб инфраструктуре таких поставок, но и стимулировали импортеров к созданию собственных легальных схем импорта.
Продемонстрировав свои возможности, государство уже совершенно спокойно перешло к рынку бытовой техники, импорт которой также не славится своей прозрачностью. Причем здесь, что приятно, обошлось уже без крупномасштабных силовых акций. В середине сентября таможенники просто предложили предоставлять им оптовые прайс-листы на технику и рекомендовали экспортерам техники (иностранным корпорациям) предоставить списки своих официальных импортеров. Фирмы, работающие по "белым" прайс-листам, как ожидается, получат преференции: "зеленый коридор", выборочные (а не сплошные) проверки на таможне, ускоренное оформление и прочее. Зато те, кто откажется от столь заманчивого предложения, столкнутся со "всей строгостью капиталистической законности". То есть рискуют повторить печальный опыт импортеров сотовых телефонов.
Кстати, и производители, и крупнейшие импортеры (в частности, торгующие электроникой розничные сети) такой подход одобрили. Ведь им в сущности не столь уж важно, каковы пошлины. Гораздо важнее, чтобы они были одинаковы для всех. Потому что если один импортер платит все положенные налоги и пошлины, а другой - нет, то второй получает неоправданное, незаконное преимущество. А добросовестный налогоплательщик проигрывает. В условиях же, когда все равны, быть добросовестным становится не только спокойно, но и выгодно. А выгода - двигатель экономики.
Возможно, некоторые компании по-прежнему рассматривают произошедшие события как элемент конкурентной борьбы, поскольку полагают (вероятно, не без основания), что выявление подобных схем было бы невозможно без "помощи" их соперников. Однако независимо от этого можно с уверенностью утверждать, что, найдя методы борьбы с подобными схемами, государство о них уже никогда не забудет. Выявление таких злоупотреблений и наказание за них (пусть даже в виде конфискации трех сотен тонн сотовых телефонов) постепенно станут нормой. Так что схемы, ранее считавшиеся "серыми", отныне становятся "черными".