Новости

20.10.2005 03:00
Рубрика: Власть

С капитаном разберутся дома

Комментируя этот конфликт, представители России были единодушны в одном: "нестандартное" поведение траулера лишь прорвало нарыв, давно назревавший в российских и норвежских рыболовных кругах.

Ранее российские суда не раз арестовывались и препровождались в норвежский порт Тромсе за допущенные, с норвежской точки зрения, нарушения правил рыболовства в установленной Норвегией в одностороннем порядке природоохранной зоне вокруг Шпицбергена.

Справедливости ради следует признать, что суда и других стран, не признавших норвежской инициативы, задерживаются в районе архипелага. А "Электрон" мог стать уже вторым по счету мурманским судном, арестованным в нынешнем октябре норвежцами. Руководитель Росрыболовства Станислав Ильясов уже заявил о предвзятости действий норвежцев и выразил опасение, что случившееся станет нехорошим фоном для заседания совместной российско-норвежской комиссии по рыболовству, запланированного на следующую неделю.

По мнению руководителя департамента продовольствия, рыбного и сельского хозяйства Мурманской области Вячеслава Зиланова, независимо от того, как сложится работа комиссии в этот раз, российской стороне следует более последовательно и активно вести международные переговоры о правилах промысла.

Их результаты особенно значимы для Мурманской области: из общего среднегодового объема вылова в 581 тысячу тонн около 510-520 тысяч тонн вылавливалось мурманскими рыбаками за пределами российской экономической зоны, в основном в 200-мильной экономической зоне Норвегии и в районе Шпицбергена.

Проблем много, и одна из них, по словам Вячеслава Зиланова, в существующей методике расчета вылова биоресурсов: ныне действующая приводит к неоправданному снижению уровня добычи российскими рыбаками - потери в объеме вылова за 2000-2004 годы составили, по разным оценкам, от 285 до 500 тысяч тонн. Рыбопромышленников также не может не волновать, как будут отстаиваться российские национальные рыболовные интересы при разграничении континентального шельфа и экономической зоны между Россией и Норвегией в Баренцевом море.

Теперь выход из конфликтной ситуации будут искать дипломаты. Никто не заинтересован в нагнетании страстей, тем более, что у наших стран богатый опыт защиты экологии моря, совместных спасательных операций, а норвежские моряки не раз приходили на помощь россиянам, терпящим бедствие.

После прибытия "Электрона" в мурманский порт обстоятельствами инцидента займется специально созданная межведомственная комиссия. В ее состав войдут представители областных властей, Арктического регионального управления Пограничной службы ФСБ России, Россельхознадора и других контролирующих органов. В своей работе комиссия, в частности, будет руководствоваться данными, которые представит норвежская сторона, и документами, изъятыми береговой охраной у капитана судна, в том числе бортовым журналом.

Власть Работа власти Внешняя политика Скандал с российским траулером "Электрон"