Как сообщили в Генеральной прокуратуре РФ, под следствие попали заместитель начальника управления кредитных организаций Федеральной налоговой службы (ФНС) РФ Олег Алексеев и ведущий юрисконсульт юридического управления Московского главного территориального управления Центрального банка России Алексей Мишин. Как рассказали в Генпрокуратуре, 28-летнего Алексеева задержали накануне сотрудники ФСБ в гостинице "Балчуг Кемпински Москва" с миллионом долларов, образно говоря, в кармане. Следователи подозревают, что эти деньги он вместе с 26-летним Мишиным требовал от председателя совета директоров одного из московских банков за помощь в освобождении от требований налоговых органов. Алексеев как раз возглавлял подразделение налоговой службы России, которое непосредственно и работало с банками.
Банку была предложена следующая схема: вначале налоговый чиновник, получив миллион, организует справку, что выявленные в банке нарушения не являются серьезными. После того как угроза штрафа на десятки миллионов отпадет, чиновники-дельцы получают следующий транш в 2,5 миллиона долларов. Встречу с банкиром чиновник назначил в ресторане дорогого московского отеля напротив Кремля. Там за ланчем подозреваемому передали кейс с долларами. Только-только чиновник стал пересчитывать деньги, как к нему подошли сотрудники ФСБ и службы собственной безопасности ФНС. Ланч был закончен.
В ходе обыска в рабочем кабинете чиновника обнаружена подборка документов о деятельности банка, у представителя которого вымогались деньги, а также договор о бронировании банковской ячейки. Кроме того, как сообщили в ФСБ, "в ходе обыска в служебном кабинете задержанного было обнаружено еще более миллиона долларов, которые хранились в трех чемоданах".
Подозреваемого сообщника оперативники ФСБ задержали в четыре часа утра в квартире на Рублевском шоссе. Интересно, что сумму взятки подозреваемые взяли не с потолка, а в ходе тонких расчетов. Как сообщили в центре общественных связей ФСБ, "по словам ряда московских финансистов, в соответствии с устоявшейся практикой работы "оборотней в налоговой форме" взятка равнялась десятой части якобы недополученных бюджетных средств".
Пока в России самая крупная, подтвержденная судом взятка - 250 тысяч долларов. Если же вина нынешних задержанных будет доказана, то будет установлен новый криминальный рекорд. Задержание чиновника и банкира совпало с обсуждением горячего вопроса: вводить или нет конфискацию для ударников криминального фронта? Многие парламентарии считают, что победить коррупцию (а нынешнее дело, если будет доказано, типичнейший пример коррупции) можно только с помощью конфискации имущества.
Надо ли отбирать у осужденных все, что нажито "непосильным криминальным трудом"? В советские годы мнение было однозначным: надо! Но примерно два года назад полная конфискация исчезла из Уголовного кодекса. Считалось, что ей нашли адекватную замену: штрафы. В 2004 году глава Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам назвал исчезновение конфискации имущества "досадной оплошностью, которая должна быть устранена".
Инициатива сенаторов понравилась Генеральной прокуратуре. Заместитель Генпрокурора Сабир Кехлеров в интервью "Российской газете" фактически предложил вернуть конфискацию имущества. По мнению МВД также непростительно оставлять преступникам имущество. "Исключение из закона нормы о конфискации снизило превентивную роль УК в борьбе с криминалитетом", - заявил глава МВД России Нургалиев. Между тем далеко не все восприняли идею на ура. Противники идеи утверждали, что ни в одной развитой стране нет такого, чтобы у человека конфисковывалось не только то, что он украл, а вообще все имущество. Конституционный суд в одном из своих последних решений признал конфискацию незаконно нажитого имущества вполне законным способом наказания ряда преступлений, в том числе, например, налоговых. В январе этого года Генеральный прокурор РФ Владимир Устинов, выступая в Госдуме, призвал восстановить институт конфискации "в рамках борьбы с коррупцией".
За написание законопроектов, возвращающих конфискацию, взялись практически одновременно в Совете Федерации, Госдуме и Кремле. Первыми официально представили свой проект депутаты Госдумы от "Единой России". Этот проект сейчас и считается основным кандидатом. Депутаты предлагают лишать собственности наркоторговцев, террористов, взяточников и государственных изменников, если их деяния подпадают под квалификацию "тяжких" и "особо тяжких" преступлений. Причем конфискации по суду должно подлежать не только незаконно нажитое имущество, но любые "доходы, полученные от этого имущества". В том числе легализованные.
В ближайшее время законопроект должен быть внесен в план осенней сессии Госдумы РФ. Об этом заявил первый заместитель Комитета Госдумы по безопасности Михаил Гришанков. А председатель этого комитета Владимир Васильев считает, что конфискация неизбежна, потому что к этому призывает и международное сообщество. В ближайшее время Россия намерена ратифицировать Конвенцию ООН о противодействии коррупции, а она фактически обязывает государство вводить конфискацию для преступников.