21.10.2005 01:00
    Поделиться

    Почему туристы вновь потянулись в Абхазию

    Вот такой романтический вечер в Абхазии в Новом Афоне на пляже, на котором раньше отдыхали генеральные секретари коммунистической партии. Уже ради этого стоило ехать! Но ведь там еще горы, пещеры, вино, медовуха, шашлыки, рыбалка... В самопровозглашенную республику, которая в советские годы была самым престижным курортом, а после завоевания независимости стала землей неизвестной, постепенно вновь потянулись туристы.

    Когда я отправлялся в Абхазию, знакомые интересовались: не боишься? Экстрима захотелось? Нет, не боялся. Предварительно ознакомился с содержанием Интернет-форумов на тему отдыха в Абхазии. Собственно, благодаря им и выбрал в качестве поселения Новый Афон.

    Дьюти-фри по-кавказски

    Попасть в Абхазию несложно. Отбиться от адлерских таксистов, предлагающих за "умеренную", по их мнению, плату доставить вас куда угодно, и сесть на маршрутку до Псоу. Два километра пешком под палящим южным солнцем по бетонной дороге, огражденной высоким металлическим забором с колючей проволокой, и вы у таможни. Впрочем, таможенный коридор уже давно превратился в очень бойкий рынок. Эдакий дьюти-фри по-кавказски. Сумки, тележки вперемешку с людьми прорываются к святая святых российской таможни - рентгеновскому аппарату.

    Первое препятствие преодолено. Паспортный контроль и российская граница пройдены. На другой стороне моста через речку Псоу поджидают уже пограничники Абхазии. Они строго требуют паспорт у всех проходящих, но, увидев российскую "книжицу", молча машут рукой: мол, проходи быстрее, не задерживай.

    Ура, я в Абхазии! Следующая попытка отбиться уже от местных таксистов.

    - Дарагой, куда ехать? - произносится с характерным колоритным акцентом.

    - В Новый Афон.

    - Зачем тебе в Афон? Поехали, в Гагры отвезу. Там место знаю. Дешево поселим.

    - Нет, мне - в Афон.

    - Э-э, что в Афоне делать? Поехали в Гагры. До Афона знаешь сколько? Восемьдесят километров!

    - Вот туда мне и надо.

    - Десять рублей километр.

    - Восемьсот рублей? Да я на маршрутке за 80 доеду!..

    Сошлись на трехстах и поехали.

    Цена вопроса

    Час с небольшим - и я в Новом Афоне. Первым делом на море. Сразу от остановки спускаюсь на пляж. Вокруг - никого. Только чайки встречают одинокого гостя и недовольно уступают полосу прибоя мне, желающему погрузиться в пену морскую. Вода почти не охлаждает: чуть прохладней, чем воздух. Итак, с почином. Пора перекусить, а заодно узнать про жилье. В ближайшей кафешке, пробуя стаканчик домашнего вина, узнаю у хозяев, где можно остановиться.

    - А вот у Овчинниковых. Сразу за пятиэтажками увидишь новый забор. Они всегда сдают.

    Я отправился в указанном направлении.

    - У вас остановиться можно?

    - Почему нет? Сто рублей в сутки устроит? - спрашивает меня хозяин.

    Меня устроило. Комната с двумя кроватями, душ, туалет, горячая вода (если часиков за шесть - восемь тэн включить), плита. Что еще нужно? Тем более что я там только ночевать собирался. Впрочем, можно было найти жилье и за полтинник. Молодые люди, Денис и Лена, тоже москвичи, с которыми я познакомился на пляже, так и сделали.

    - Мы сначала в Сухуми жили, - рассказывает Денис, - но эти разрушенные здания угнетают. Да и цены там высокие. Вот решили перебраться в Новый Афон. К тому же помимо моря тут есть куда сходить.

    Действительно, коммунизм по части цен, царствовавший в Абхазии лет пять назад, уже практически сходит на "нет". Отдыхающих еще не так много, как на российских курортах, но острой нехватки в них местные жители в сезон не испытывают. Соответственно и цены поползли вверх. Гагры вообще уже стали вторым Адлером. Здесь летом народу было не меньше, чем на популярном российском курорте. Стоимость жилья доходила и до 450 рублей за койко-место. Так же, как и в Сочи, здесь огромное количество заведений, работающих круглосуточно, дискотек. В общем, те, кто предпочитает себя показать и на других посмотреть с шиком и шумом, останавливаются здесь. К тому же недалеко до границы и после войны город пострадал незначительно.

    Сухум, несмотря на то, что здесь находится руководство республики, грязноват. Мусор на улицах, скопления машин, остовы разрушенных домов производят мрачное впечатление. Тем не менее в этом городе тоже все подорожало. Даже осенью найти жилье дешевле 150 рублей в сутки проблематично. Хотя народу на пляже много.

    Вероятно, именно благодаря своей удаленности от границы и районных центров Новый Афон сохранил и демократичность, и даже некоторую советскую курортность. Несмотря на то, что пляж растянут вдоль всего города, отдыхающие предпочитали загорать и купаться на некогда закрытой территории - пляже, на котором отдыхали генеральные секретари коммунистической партии Советского Союза начиная со Сталина. Его дача, а также дача Хрущева находятся выше за глухим забором и со строго охраняемыми КПП. Попасть туда можно вместе с экскурсией. Или через дыры в заборе. Пляж же открыт для всех желающих. Иосиф Виссарионович проходил на него через подземный тоннель прямо с дачи. Тоннель до сих пор открыт, освещен и никем не охраняется.

    Что тянуло отдыхающих именно на эту отгороженную территорию - неизвестно. Пляж такой же, море - тоже. Единственное его отличие - это сохранившиеся кабинки для переодевания. Но не в них же дело? Может, аура там особенная? Даже ловить рыбу с пирса на этой территории было приятно. Клевала, кстати, в основном барабулька. Но попадались и неизвестные мне, неискушенному в морской ловле, экземпляры. Они были не менее вкусными.

    А какое удовольствие выйти вечером, когда солнце повисает буквально над горизонтом, спуститься к этому пирсу, сорвав по дороге коричневый плод хурмы, сесть на нагретый за день камень и смотреть на закат, буквально упиваясь нектаром этого плода.

    Иногда компанию мне составлял юный рыбак. Местный житель Руслан приходил под вечер с удочкой, кольца которой были сделаны из алюминиевой проволоки и примотаны изолентой. В качестве грузила он обычно использовал отбитое горлышко какой-нибудь бутылки. Насаживал червя, забрасывал подальше и в ожидании клева развлекал меня рассказами. О том, что денег на нормальную катушку не накопил, что мать его ездила в Сухум, но спиннинг так ему и не купила, что вчера его собака съела у какого-то рыбака весь улов...

    - Ты в каком классе учишься? - спрашиваю.

    - В девятом.

    - И как?

    - Из мальчиков я лучше всех учусь.

    - А что больше нравится?

    - География, история, алгебра, геометрия... Только последних у нас нет. Учительница от нас отказалась. Как экзамен сдавать буду - не знаю.

    - Как отказалась?

    - К нам новая девочка пришла, а ее родители поругались с учительницей: сказали, что она оценки занижает. Учительница сказала, чтобы мы выбирали - или она, или эта девочка. Мы выбрали одноклассницу.

    Вот такая демократия по-абхазски.

    На даче у генсека

    На всем Черноморском побережье Кавказа есть только две туристические Мекки: это Новый Афон с пещерой, монастырем и кельей Симона Канонита и озеро Рица. Сюда приезжают туристы со всего побережья. И поток не иссякает. Посещение пещеры стоит 200 рублей. Плюс страховка от несчастных случаев - 15 рублей, экологический сбор - 50 рублей, а также разрешение на фото- видеосъемку - 30 рублей. Если вы приехали один или с маленькой туристической группой, то сразу попасть в пещеру не получится. Меньше 60 человек одновременно туда не водят. Приходится ждать. Мне повезло. Я ожидал всего час. Набралось нас человек 70. Но когда экскурсия закончилась, мы столкнулись со следующей группой человек в 150. Честно говоря, я плохо себе представлял, как эта толпа вместится в небольшой состав, который доставляет туристов к залам пещеры. Внутри пещеры - красивое, сказочное царство сталактитов, на котором не отразились ни годы, ни война.

    Прямо перед входом в пещеру расположился рынок.

    - Э, сынок, иди вина попробуй! Чача, коньяк, - все вкусное! - все это хором со всех сторон. К кому-нибудь подойдешь, обижаются другие.

    - Почему ко мне не подошел? Гранатовое вино, я не мешаю, у меня настоящее.

    - И почем?

    - 150 рублей полтора литра.

    - Ну-у, у остальных 100...

    - Так у меня настоящее, а они виноградным разбавляют.

    По вкусу действительно чистый гранат. Терпкий, крепкий, только сладкий очень.

    - Его без сахара нельзя: горло сожжешь.

    На озеро Рица мне категорически не хотелось ехать с экскурсией. За час пребывания там и не увидишь ничего. Нужно было прочувствовать всю прелесть, а для этого ехать с ночевкой. Но узнав, что такси туда мне обойдется в полторы тысячи рублей, решил все-таки "упасть на хвост" какой-нибудь экскурсии. Это оказалось значительно дешевле - 450 рублей с посещением дач Сталина и Хрущева, которые нынче стали резиденцией президента Абхазии. К слову, у наших бывших генсеков в Абхазии было три дачи: в Новом Афоне, на озере Рица и в Пицунде.

    Погуляв по дачам, я попросил водителя остановить машину на берегу, в наиболее понравившемся месте, вышел, разбил палатку и пошел наслаждаться красотами природы в самостоятельном режиме... Все-таки генсеки знали, где дачи строить. Вода чистейшая и прозрачнейшая... только холодная очень. Меня хватило только на то, чтобы нырнуть. Как оказался на берегу - помню плохо. На самом деле на Рице можно переночевать и вполне цивилизованно: около смотровой площадки построен целый гостевой дом.

    "Омыть ноги в мужских слезах"

    На следующий день я туда и отправился. Смотровая площадка кишела туристами, и мне не составило труда найти попутный автобус. Но уже за 50 рублей. Кстати, по пути к этому озеру есть еще масса достопримечательностей. Например, водопад "Женские слезы", а также водопад "Мужские слезы". Первый представляет из себя скалу, покрытую мхом, с которого, как слезинки, капает вода. Второй - вполне полноводный водопад. Как про него говорят, это слезы мужчины, который приехал сюда отдыхать с женой. Экскурсии, правда, останавливаются только у него, а раньше вообще проезжали мимо. Как рассказал экскурсовод, одна женщина очень эротично попросила у него остановиться: "Дайте я хотя бы раз в жизни омою ноги мужскими слезами".

    Медовуха "Велосипед"

    Конечно же, у каждого экскурсовода есть и свои любимые торговые точки для остановки. Только там, как уверяют гиды, можно взять качественный мед и лучшие вино, коньяк, чачу.

    - Медовуха от председателя ассоциации пчеловодов Абхазии! Подходите, пробуйте, возьмите мед, - зазывает молодой человек в темных очках. - Попробуй эту, она покрепче. "Велосипед" называется. Попа едет, ноги не идут... С добавлением пыльцы, очень полезно...

    Пробую, нравится. Чистый мед, чуть с горчинкой, но быстро понимаю, что напиток очень пьяный.

    - Возьми вторую бутылочку, - уговаривает меня продавец, - домой приедешь, поставишь. Через год это будет божественный напиток...

    - Да я не выдержу года, - отказываюсь я.

    Эх, дороги...

    Программа-минимум исполнена. Теперь мой путь лежит к пицундским соснам. Более часа ожидания на трассе - и наконец я в автобусе. Надо сказать, что кавказские водители всегда славились своим лихачеством. Но в Абхазии они поголовно были автогонщиками. Причем в те времена, когда дорог здесь еще не было. Сейчас дороги отремонтированы, а лихости заметно поубавилось. На встречную полосу выскакивают только для обгона или чтобы объехать выбоины. Высокие скорости здесь характерны только для правительственных кортежей. О былой лихости напоминают лишь некие металлические сооружения, внешне напоминающие кормушки для птиц. Это памятники погибшим в автокатастрофах. В них цветы, иногда чача и немудреная закуска - можно остановиться и помянуть.

    Все время пребывания в этой республике я жалел о том, что приехал на своих двоих. Если ваши маршруты более разнообразны, чем ночлег - пляж - рынок - ночлег, то без машины здесь сложно. Ждать попутного транспорта можно долго. Да и садиться лучше в маршрутки и автобусы.

    Маршрутки здесь - универсальное транспортное средство. Даже если пункт, в который вы следуете, лежит вне пределов маршрута водителя, всегда можно договориться.

    Автобус - народное средство передвижения. Во многом благодаря низким ценам. В нем можно встретить даже небольшое стадо свиней, которое везут на рынок.

    Электрички ходят нерегулярно. И обычно эти четыре вагончика электропоезда с выбитыми стеклами и незакрывающимися дверями, прицепленные к локомотиву, забиты до предела.

    Если ловить просто попутную машину, можно нарваться на все что угодно: на откровенное хамство, на пьяную или обкуренную компанию. Впрочем, может и повезти.

    И мне-таки повезло с автобусом. В Гудауте в него подсели два парня, спросили, куда я еду, и начали убеждать, что лучше ехать дальше.

    - В Пицунде тоже хорошо, но лучше езжай в Лыдзу. Там сосны, Пицундский заповедник, пляж песчаный, - уговаривали они. - Если есть деньги, там отель хороший.

    Уговорили. Правда, потом выяснилось, что поселок называет Лдзаа, но это неважно.

    Отель оказался действительно хорошим. За 750 рублей в сутки номер с кондиционером, телевизором, холодильником и трехразовым питанием. А горячей воды - хоть залейся. О питании надо сказать особо. У меня возникло такое ощущение, что я отсюда не уеду: меня откормят до неприличных размеров.

    Сквозь сосны выходишь на пляж, а там ровное прозрачное море. Даже не шелохнется. Грань между галькой и водой практически неразличима. Только ногами можно почувствовать. Народу на пляже практически нет. Самое большое количество отдыхающих, которое я там видел одновременно, - человек двенадцать, не больше. Все они приехали из России, кто из Санкт-Петербурга, кто из Краснодара, кто из Ростова. И все на своем собственном транспорте.

       Миротворцы

    Россия нам поможет

    Действительно, пока здесь все спокойно. А как утверждает начальник пресс-группы Объединенного штаба командования Коллективными силами по
    поддержанию мира СНГ (проще говоря, наших миротворцев) Левон Арзанов, криминала здесь значительно меньше, чем по России. В этом плане
    действительно спокойнее. Сейчас риск быть похищенным гораздо выше в той же Москве, чем здесь. Да, происходят иногда разборки, но между своими.
    Туристов не трогают.

    Проблема в другом. Грузия и Абхазия по-прежнему не могут достичь взаимопонимания по главным вопросам урегулирования. Основным камнем преткновения является государственный и правовой статус Абхазии. Правительство Грузии считает этот регион частью своей территории, а правительство Абхазии с этим категорически не согласно. В политических заявлениях каждой из конфликтующих сторон явно прослеживается нежелание менять свою позицию. Кроме того, дополнительными источниками обострения обстановки остаются нерешенные вопросы по возвращению беженцев.

    Сейчас к тому же происходит обострение конфликта между Грузией и... самими миротворцами. Уж очень не нравится Грузии их присутствие на территории Абхазии. Несколько откровенных провокаций в их адрес уже было. Как заявляют в штабе командования, делается это с одной целью: создать неблагоприятный имидж и политическими средствами выдавить их с этой территории. Тогда без третейского судьи, в качестве которого и выступают миротворцы, у Грузии появится возможность вернуть себе эти территории.

    Если несколько лет назад можно было утверждать, что взять Абхазию силой Грузия не сможет, то теперь это уже вопрос. Финансирование грузинской армии сейчас очень значительно. На западные транши закупается большое количество военной техники, и в основном она скапливается именно у границ Абхазии.

    О финансировании абхазской армии даже говорить не стоит. Здесь все строится на патриотизме. Войну помнят все. Хотя поколение, для которого война - это воспоминания детства, уже выросло. Нынешним детям про нее рассказывают в школе и воспитывают их в соответствующем духе. Но на одном патриотизме далеко не уедешь. А потому очень часто от местного населения слышится: "Россия нам поможет, Россия нас не бросит". Но если от Сухума на север народ настроен более-менее позитивно и не замечает (или делает вид) туч, скапливающихся на границе, то от Сухума на юг в пропахшем эвкалиптами воздухе веют тревожные ожидания новой войны.

    Уезжал я с грустью. Вряд ли Грузия добровольно откажется от Абхазии. А большинство населения Абхазии категорически не хочет возвращаться в лоно Грузии. Пока правительство Абхазии не определится со статусом республики, она по-прежнему будет пребывать в состоянии холодной войны с южным соседом. И по всей видимости действительно только от России зависит, что будет с республикой. А это уже чистая политика. Поэтому когда мне говорили "приезжай еще, дарагой", я ничего не обещал. Отвечал: "Постараюсь".

    Поделиться