На момент подписания номера в стране проголосовали более 35 процентов избирателей.
Таких предвыборных марафонов в Польше еще не было. Первоначально разрыв между претендентами Дональдом Туском и Лехом Качиньским достигал 12 процентов в пользу первого. Но к воскресенью, согласно социологическим опросам, рейтинги кандидатов практически сравнялись - соответственно 50,9 и 49,1 процента.
Как бывшему мэру Варшавы и одному из лидеров победившей на парламентских выборах партии "Право и справедливость" Леху Качиньскому удалось настолько быстро переломить ситуацию в свою пользу? В интервью корреспонденту "РГ" директор Центра славянской культуры Ян Заброцкий называет полученные Качиньским результаты закономерными. "Чтобы перечислить все слагаемые, которые позволили ему вплотную приблизиться к лидеру гонки, - пояснил он, - пальцев одной руки не хватит. С виду неприметный, улыбчивый, Лех Качиньский настолько прибавил, что диву даешься".
Формально оба кандидата - правые. Но Туск - либерал, а Качиньский - консерватор. Качиньский подготовил социально ориентированную программу, тогда как Туск предпочел не обнародовать свои политические планы. В своих предвыборных выступлениях он вообще больше апеллировал к зажиточным жителям городов и к молодежи. Качиньский стремился привлечь избирателей в провинции, в глубинке. Встречаясь с шахтерами, металлургами, он заверял, что предприятия угольной промышленности не будут приватизироваться, отпуска по уходу за ребенком удлинятся, пенсии повысятся.
Воду на мельницу Качиньского лила и католическая церковь. Ее иерархи говорили о том, что Качиньский - из хорошей патриотической семьи, разделяющей консервативные, католические ценности. Его отец сражался против гитлеровцев в Варшавском восстании. Одновременно на поверхность было вытащено прошлое деда Туска, который во время Второй мировой войны якобы служил в вермахте.
Точки над "i" расставляло независимое, но придерживающееся католических взглядов "Радио "Мария". Его руководитель, отец Рыдзик делал акцент на то, что у Туска пронемецкие взгляды. И поэтому он не зря скрывает свою программу, которая отвечает интересам богатых поляков.
Не секрет, что оба кандидата боролись за левый электорат, но опять же по-разному и с разным успехом. Штабу Качиньского удалось добиться того, что Союз демократических левых сил, "Самооборона", Лига польских семей дали согласие войти в случае победы Туска в коалицию с "Правом и справедливостью".
Во время второго тура российская тема не была доминирующей, ее вытеснила немецкая. Это сигнал, считает известный политический обозреватель Анджей Розеняк, что оба кандидата понимают: антироссийская направленность могла сыграть ключевую роль в окончательной победе - она попросту отняла бы столь нужные им голоса.
Между тем
По мнению политобозревателя Розеняка, как для ЕС, так и для России и Германии Туск в роли польского президента более приемлем. Он не уподоблялся Качиньскому, постоянно повторявшему на предвыборных встречах: "Москва не должна трактовать Польшу как сферу своего влияния". Туск больше говорил об европеизации проблем, возникающих между Москвой и Варшавой.