25.10.2005 01:00
    Поделиться

    Валерий Шанцев: Деньги будут работать

    Российская газета I Когда вы только пришли сюда работать, то публично пообещали, что с нерадивыми чиновниками будете расправляться безжалостно и мгновенно. Кого-то уже успели покарать?

    Валерий Шанцев I Кого-то успел. Тех, кого не надо было брать на работу в правительство, — не взял. Сейчас должно пройти время, чтобы люди немного привыкли, вработались, прочувствовали ритм, ответственность. Если кто-то чего-то не умеет, я должен помочь. Те же, кто на более низких должностях продолжают работать по-старому, уже по итогам трех-четырех месяцев будут вынуждены искать другую работу.

    РГ I Нередко чиновники пользуются своим положением в личных целях. Каковы, по-вашему, возможные способы излечения российского управленческого звена от этой болезни?

    Шанцев I Надо организовать борьбу с такими чиновниками. Если б это не было проблемой для всей страны, вряд ли об этом говорил бы во всеуслышание президент. Здесь есть два направления — работа непосредственно руководителей крупных чиновничьих аппаратов и работа правоохранительных органов. Свою задачу и задачу областного правительства, которое я возглавляю, вижу в том, чтобы создать такую систему взаимоотношений между юридическими и физическими лицами, которая исключала бы возможность ущемления интересов последних или свела ее к минимуму. А если кто-то будет пытаться использовать свою должность для получения дополнительного дохода — тут уже должны подключаться правоохранительные органы.

    РГ I Предприятия, намеренно сокращающие фонд оплаты труда и скрывающие реальную заработную плату, вы обещали внести в отдельный реестр.

    Шанцев I Действительно, для этого создана специальная комиссия во главе с губернатором. В нее входят отраслевые министры, представители силового блока, налоговой инспекции, главного управления внутренних дел и других органов, которые компетентны следить за экономической деятельностью предприятий. Основания для этого есть: по официальным показателям средняя заработная плата в области в полтора раза ниже, чем в среднем по России.

    Несмотря на это, никто против не выступает, в магазинах полно людей. Это говорит о том, что здесь по-прежнему соблюдаются «правила» выплаты неучтенной заработной платы в конвертах. Надо все эти схемы отловить и привести к цивилизованному состоянию. Если официальная зарплата сотрудника предприятия — полторы тысячи рублей, как по-вашему, о чем я должен думать?

    Но даже с этой мизерной зарплаты некоторые предприятия умудряются не отчислять подоходного налога! Это чистое нарушение налогового законодательства, уголовщина. К сожалению, у нас сейчас совершенно изменился стиль  работы налоговой инспекции, да еще и законодательство «помогает» в этом вопросе. По федеральному закону предприятия не обязаны отчитываться по подоходному налогу перед налоговой инспекцией. Налоговики должны придти на предприятие, провести проверку, вскрыть нарушения, предъявить доказательства, направить запрос в суд. А вы знаете, что у нас исполняются лишь 52 процента решений суда? Представляете, какой путь нужно пройти? А вы хотите, чтобы я за два месяца нашел деньги, которые даже специализированные службы найти не могут!

    РГ I Валерий Павлинович, сформировалось ли у вас за три месяца  четкое видение того, каким должен стать регион через пять лет, к чему необходимо стремиться?

    Шанцев I Чтобы составить средне— и долгосрочную программу развития области, усилий и видений одного Шанцева недостаточно. Поэтому я пригласил к сотрудничеству одну из лучших консалтинговых компаний, которая не так давно исследовала перспективы развития Томской области до 2015 года. Мы заключили с компанией договор, и я дал отправные точки для анализа. А они таковы: на сегодня бюджетная обеспеченность Нижегородской области ниже, чем средняя по Приволжскому федеральному округу. У нас она составляет 9,9 тысячи рублей на душу населения в год, а по округу — 12,8 тысячи рублей. Для того чтобы только дотянуться до среднего уровня ПФО (при условии, что он не будет увеличиваться), области необходимо добавить к существующим доходам 10 миллиардов рублей, то есть увеличить их на 30 процентов. При этом средняя бюджетная обеспеченность по округу, в свою очередь, ниже, чем аналогичный показатель по России — 16,7 тысячи рублей. И для того, чтобы догнать страну, мы должны добавить к нашим доходам 24 миллиарда рублей в год, увеличив их на 72 процента. Ну, а если мы решим замахнуться на построение на территории области «маленькой Москвы», о чем меня иногда просят нижегородцы, то вспомним, что бюджетная обеспеченность в Москве составляет 50 тысяч рублей. И нижегородские доходы придется увеличить уже на 135 миллиардов рублей, то есть впятеро! Что пока совершенно нереально.

    Нам предстоит досконально разобраться в сфере потребления — какие рынки в мире развиваются наивысшими темпами — и выстраивать развитие всех отраслей промышленности, науки, транспорта, строительства, исходя из их рыночной перспективности. Если действующее предприятие относится к «приоритетной» отрасли, с ним необходимо составить такие бизнес-планы и организовать ему такую помощь, чтобы оно смогло выйти на этот рынок и резко повысить свою эффективность. И новые производительные силы надо размещать именно в тех отраслях, за которыми будущее. Пример: можно сегодня производить те же «Газели», но если мы не будем заниматься постоянным улучшением их потребительских свойств и технических характеристик, то на международном рынке нас просто-напросто «съедят». Поэтому надо думать: или мы способны вывести «Газель» на тот уровень, на котором через 5-10 лет будет находиться аналогичная мировая продукция, или… А ведь речь идет не об улучшении сборки, а о подтягивании до мирового уровня десятка смежных отраслей!

    РГ I Как воспринимают ваши взгляды и идеи представители бизнеса?

    Шанцев I Нормально. Буквально только что я встречался с Нижегородской ассоциацией промышленников и предпринимателей и увидел, что они не удовлетворены тем, как живет область и как работает промышленность. Вот только подходы предлагаются разные. Некоторые просят освободить их от уплаты налогов, от платы за землю.

    Сделать так — значит еще ниже опустить планку нашей бюджетной обеспеченности. Если подобная просьба выглядит обоснованной, а удовлетворение ее находится в моей компетенции, необходим бизнес-план, в котором четко прописано, каким образом освобождение предприятия от налога, скажем, на сумму 100 тысяч рублей, скажется на объемах производства и, в конечном счете, на том же наполнении бюджета. Если освобождение на 100 тысяч принесет в казну 200 тысяч налогов, я немедленно подпишу соответствующее распоряжение. Остальные варианты проходить не будут. Это касается и частного, и корпоративного бизнеса.

    На 2006 год в полтора раза увеличен фонд поддержки малых предприятий. Например, мы готовы оплачивать малому предприятию половину ставки рефинансирования взятого им кредита при условии четкого понимания, сколько рабочих мест будет создано, с каким уровнем зарплаты, какая будет создана новая налогооблагаемая база, каковы будут годовые отчисления. Если на рубль вложений бюджет получает доход, такую помощь мы готовы и будем оказывать.

    РГ I Многие губернаторы недовольны тем, что налоги аккумулируются в федеральном центре, а затем в виде трансфертов распределяются по территориям. В такой схеме им видится тормоз развития для успешно работающих регионов. Успели вы почувствовать эту проблему? И будете представлять в Москву программы для задействования в развитии Нижегородской области средств стабилизационного фонда?

    Шанцев I Финансовых ресурсов не хватает всюду, в том числе и в Москве. Другое дело, что в Москве совершенно иные условия, о чем я уже говорил. Главная беда Нижегородской области — полное отсутствие бюджета развития.

    Понятно, что не я верстал бюджет текущего года, в котором на развитие заложено 188 миллионов рублей. Это означает, что на то, чтобы построить новые объекты, приобрести оборудование, у нас есть всего 188 миллионов — стоимость одной плохонькой школы. И это в год на всю область! В то же время все 35 миллиардов, получаемые в виде доходов, область тратит на текущее содержание — зарплаты, материальное содержание, капитальные вложения в ремонты. Таким образом, если мы постоянно будем увеличивать бюджетникам заработную плату — а это надо делать, причем в 5-6 раз, потому что она крайне низкая, — увеличится и уровень инфляции, материальные затраты также будут расти. И как бы я не увеличивал доходы, я все время буду попадать в ситуацию отсутствия бюджета развития.

    Сегодня все говорят о том, что стоит дать деньги в регионы — и неминуемо вырастет инфляция. Да какая инфляция, если нам последние дыры залатать нечем! Я проехал по сельским больницам, а там стоят рентгеновские аппараты времен моего детства, с деревянными рамками. А в школах, несмотря на стремительно растущие требования к образовательному процессу, — один компьютер на 70 человек. Если мы не хотим отстать от развития мировой цивилизации, хотим быть процветающим государством, мы обязаны обратить самое пристальное внимание на образование, здравоохранение, культуру, спорт, потому что только эти сферы могут поднять уровень человеческого капитала.

    Одновременно с этим я считаю, что деньги, капиталы должны работать в экономике. Если мы начнем строить и оснащать — будет развиваться потребление, а значит, и производство, что приведет к снижению цен. Сегодня не начало девяностых, а вполне благоприятное время. В свое время государство продавало золотой запас и художественные ценности для того, чтобы получить деньги на развитие экономики — сейчас же эти деньги есть. И вот эти деньги, которые нам достались исторически случайно, надо грамотно использовать. И необходимо «заставить» их работать.

    РГ I Многие регионы представляют проекты в рамках федеральных целевых программ. Нижегородская область готова соревноваться с ними в этом?

    Шанцев I По моему мнению, такая система распределения средств неправильна. Для нас в условиях отсутствия бюджета развития было бы гораздо лучше, если бы правительство отдало региону средства той или иной целевой программы или ФАИП — федеральной адресной инвестиционной программы, исходя из норматива среднего годового размера инвестиций на одного жителя. А мы бы под эти средства разработали свою программу, что и где надо строить — ведь на местах мы-то лучше знаем, в чем у региона нужда. Но вместо этого деньги остаются наверху, а мы должны слать заявки, которые у нас должны принять по всем отраслям. Каждое отраслевое федеральное агентство на основании наших заявок составляет — без нашего участия — сводную заявку в министерство экономического развития, которую затем утверждает правительство. В этом году я мало что успел, поскольку заявочная кампания проходила в апреле-мае, однако мне известно, что у прежнего областного правительства была принята заявка на сумму 5,2 миллиарда рублей. И до сих пор мы не знаем, сколько же денег нам по этой заявке дадут. В предыдущем году заявку подавали на 3 миллиарда — в итоге выделили 300 миллионов рублей.

    Если разделить эту сумму на число жителей и получить среднюю инвестиционную составляющую по Нижегородской области, то выходит, что она в 8 раз меньше, чем средняя по России.

    РГ I Валерий Павлинович, вы были участником пилотного проекта Кремля по перемещению московских руководителей в регионы. Как вы считаете, это тенденция или разовая акция, и хватит ли ресурсов у местных кадров или же вам придется подтягивать специалистов из Москвы?

    Шанцев I Я не могу говорить за Кремль — это не моя прерогатива, но за себя я решение принял самостоятельно. Если человеку что-то предлагают, он должен взвесить свои возможности, оценить, нужно ли это ему, интересно ли. Если бы мне это не было интересно, меня бы здесь и не было. Любой другой человек в такой ситуации должен был бы делать то же самое.

    Что касается местных кадров, то я сформировал систему управления и на 90 процентов заполнил ее местными руководящими кадрами. Из москвичей я взял лишь заместителя губернатора — руководителя аппарата, потому что привык к определенному уровню и качеству работы аппарата и не хочу это терять. Заново выстраивать почтово-канцелярские дела у меня нет времени. Уровень местных кадров довольно высокий и меня вполне удовлетворяет.

    РГ I Известно, что 4 ноября, в ходе первого в истории страны Дня народного единения, нижегородцев ожидают масштабные торжества. Расскажите, все ли  готово к празднованию?

    Шанцев I Все идет по плану. Подготовлено основное место проведения праздника, привезена из столицы и установлена на свое законное место копия памятника Минину и Пожарскому, отреставрирован храма Иоанна Предтечи, подкрашены фасады, вымощены мостовые. Мы ожидаем много гостей. На сегодняшний день заявилось более 700 человек, и чем ближе к дате праздника, тем больше заявок мы получаем.

    Непосредственно 4 ноября после 45-минутной красочной церемонии официального открытия памятника состоится праздничный прием, на который приглашены ветераны — защитники Отечества, видные нижегородцы, меценаты, благотворители. А затем пройдет театрализованное представление в театре оперы и балета, рассказывающее языком искусства об истории нижегородского похода на Москву. Будут и праздничные концерты, и фейерверк. В нижегородском Кремле будет открыт музей народного ополчения.

    В эти же дни в Нижнем Новгороде будет проходить юбилейный, 10-й экономический форум «Россия Единая», в программе которого — Конгресс народов России, множество научно-практических конференций, семинаров, круглых столов. Там же, на Нижегородской Ярмарке, пройдет выставка достижений региона в различных отраслях промышленности, экономики и науки.

    Я уверен, что праздник, начало которому будет положено на нижегородской земле, приживется и станет любимым для россиян.

    РГ I Валерий Павлинович, к нам в редакцию сегодня специально приезжал из Пильнинского района фермер Рафаил Сабитов, чтобы задать вам свой вопрос. Вопрос звучит так: «К большому сожалению, государство загнало в угол своего сельхозпроизводителя. Где еще такое возможно, чтобы за литр солярки надо было отдать семь килограммов зерна? Бесконтрольность и диспаритет цен на ГСМ и сельхозпродукцию привели к банкротству многих фермеров. Каким образом вы как губернатор можете переломить эту ситуацию в сельском хозяйстве?»

    Шанцев I Для меня, как для экономиста-управленца высшей категории, закончившего Академию народного хозяйства, очевидна экономическая несостоятельность нынешней модели. Когда производитель спрашивает: сколько озимых сеять? — а ему отвечают: а сколько хочешь. Он спрашивает: а кому везти? — а ему отвечают: рынок покажет. Он спрашивает: а цена какая? — а ему говорят: ну, если урожай будет большой, то цена будет меньше, а если маленький — цена будет побольше. В таком, с позволения сказать, экономическом пространстве нормальный человек работать не в состоянии.

    Для того, чтобы обеспечить область хлебобулочными изделиями и мукой, нам нужно 300 тысяч тонн товарного зерна с хорошим содержанием клейковины в год. Мы в этом году произвели 250 тысяч тонн — практически полностью себя обеспечили. Но дело в том, что эти 250 тысяч тонн далеко не целиком пришли в область — значительная часть ушла в другие регионы, а в то же время из Челябинска, Курска, Екатеринбурга нам везут готовую муку. У нас есть два хорошо оснащенных мукомольных комбината — Нижегородский и Володарский, которые загружены на 30 процентов и из-за этого находятся в стадии банкротства. Обанкротили их правительство Нижегородской области и налоговая инспекция.

    Нужно замкнуть хлебопромышленную цепочку таким образом, чтобы крестьянин твердо знал: он сдает зерно на конкретный мукомольный комбинат, тот поставляет муку на такое-то хлебопекарное предприятие, а то, в свою очередь, поставляет хлеб в розницу или в оптовую торговлю. И только тогда сложатся постоянные ценовые показатели. Как бы мы ни ругали плановую экономику, сельскому хозяйству необходим плановый порядок, рыночный регулятор.

    РГ I Очень многих жителей Нижнего Новгорода, звонивших в редакцию накануне нашей встречи, беспокоит облик города, его застройка, аварийное состояние жилых и административных зданий, многочисленные проблемы работы транспорта и коммунальных служб. Как глава региона считаете ли вы допустимым вмешиваться в жизнь областного центра?

    Шанцев I Не только считаю, но и уже договорился о взаимодействии с мэрией и поучаствовал во многих ее мероприятиях. Подписал соглашение, по которому все землеотводы на городской территории осуществляются моими распоряжениями. Создана группа архитекторов, которая займется зонированием и подготовкой проектов детальных планировок. Создана управляющая компания по ликвидации ветхого фонда и застройке не только Нижнего Новгорода, но и других городов и районов области. Приглашал архитекторов внешнего благоустройства. Многое делает и сам Вадим Булавинов — в частности, начата жесткая борьба с несанкционированными свалками, а 22 октября прошел субботник по очистке города. Мэр хорошо понимает задачи, которые ему предстоит решать.
    Столичный город — это лицо области, а я грязное лицо иметь не привык.

    РГ I Есть нелегкий вопрос от жительницы Бутурлинского района Ирины Тауновой. Ее дочери как инвалиду по несахарному диабету согласно федеральной льготе должен бесплатно отпускаться препарат минирин. Однако в январе и феврале этого лекарства вообще не было в аптеках, а в последующие месяцы его приходилось буквально «выцарапывать» то по федеральной, то по региональной льготе. Что можно сделать, чтобы получение жизненно необходимых лекарств перестало быть дополнительной болью для инвалидов?

    Шанцев I Я сейчас подробно изучаю систему отпуска лекарств, посещаю поликлиники, и мне ситуация очень напоминает Москву 1998 года. Мне вполне понятны истоки возникновения таких проблем. Я в то время, будучи руководителем социальной сферы, эту систему хорошо изучил, знаю ее слабости, и выстраивал новую. Могу заявить, что это делается просто, и мы это сделаем.

    РГ I Традиционный вопрос сразу от нескольких читателей, причем жителей как областного центра, так и районов области: «Когда будет проведен к домам газ? Нас постоянно кормят обещаниями».

    Шанцев I Мы уже обсудили на заседании правительства комплекс вопросов по газификации области, договорились и с «Волгатрансгазом», и с «Нижегородоблгазом», и с целым рядом других компаний по газификации в отдельных районах.

    Другой вопрос — перспективное обеспечение газом. Его надо решать в течение одного-двух лет. Не ждать, пока в район придет газовая труба, а развивать другие возможности: налаживать поставки контейнерного сжиженного газа.

    Добавлю, что установка отопительных систем, работающих на сжиженном газе, является выгодным бизнесом, а не бюджетной обязанностью. Эти возможности мы сейчас тщательно изучаем.

    РГ I Валерий Павлинович, позвольте поблагодарить вас за эту встречу. К огромному сожалению, удалось задать вам далеко не все вопросы из тех, что беспокоят читателей «Российской газеты»...

    Шанцев I Приглашайте еще раз!

    Поделиться