Первое заседание началось с допроса подсудимого. Судей интересовала личная жизнь Калоева и его мнение по поводу авиакатастрофы над Боденским озером, в которой погибла семья россиянина.
В суде Калоев еще раз подтвердил: главным виновником авиакатастрофы он считает компанию "Скайгайд" и лично ее генерального директора Алена Россье. "Я три раза встречался с Россье и три раза ему говорил, что он несет ответственность за гибель моих детей", - объяснил Калоев. По его словам, после трагедии он "два года провел на кладбище".
Убитого диспетчера Калоев назвал "лишь непосредственным исполнителем". "Я хотел посмотреть ему в глаза, - объяснял россиянин свое желание встретиться с Нильсеном, - хотел спросить, почему они ("Скайгайд") не извиняются. В то время для меня самым важным было, чтобы передо мной извинились. Попросили прощения, и все".
На довольно странный вопрос судьи о национальных особенностях жителей Северной Осетии Калоев ответил: "Они такие же люди, как и все".
В связи с огромным интересом прессы и общественности к процессу суд проходит в так называемом Большом зале присяжных.
Кроме журналистов в зал допущены многочисленные представители общественных организаций. Среди присутствующих на процессе - специально прибывшие в Цюрих президент Северной Осетии Таймураз Мамсуров, родной брат Калоева и его друзья.
Инженера-строителя из Владикавказа Виталия Калоева швейцарцы обвиняют в убийстве 36-летнего датчанина Петера Нильсена, дежурившего за диспетчерским пультом "Скайгайд" в ночь катастрофы над Боденским озером. Авиакатастрофа произошла в ночь с 1 на 2 июля 2002 года. В воздушном пространстве Германии на высоте 10 тысяч метров столкнулись Ту-154 Башкирских авиалиний и чартерный грузовой "Боинг". Жертвами трагедии стал 71 человек, в том числе 45 башкирских детей, летевших на каникулы в Испанию. В разбившемся Ту-154 находилась семья Калоева - жена Светлана, четырехлетняя дочь Диана и 11-летний сын Константин.
Как пишет немецкая пресса, Калоев на следующий день после катастрофы прилетел в Германию. И лично принимал участие в прочесывании местности вокруг города Юберлингена. Тело его жены удалось найти на пшеничном поле, сына - на асфальте рядом с автобусной остановкой. Тело дочери Калоев, по словам журналистов, доставал вместе с немецкими полицейскими с кроны дерева. Несмотря на падение с высоты 10 километров, на теле девочки оказались лишь несколько царапин. Виталий Калоев все время называл ее "Ангелом, спустившимся с небес".
Нильсен получил многочисленные ножевые ранения и истек кровью на пороге собственного дома в городке Клотен вечером
24 февраля 2004 года. На следующий день Калоева задержали в одном из расположенных неподалеку отелей. На первых же допросах россиянин частично признал свою вину. По его словам, он действительно приходил в день убийства к дому диспетчера, показал ему фотографии погибших жены и детей и потребовал извинений. Однако датчанин оттолкнул его руку, фотографии упали на землю.
В ходе слушаний Калоев заявил, что не помнит момента убийства авиадиспетчера. Однако признал, что мог убить его, если принимать во внимание собранные прокуратурой улики. Отвечая на вопрос судьи, извинился ли он перед семьей убитого авиадиспетчера, Калоев объяснил, что сделал это в письме, которое написал в прокуратуре. Но сказал, что ему "трудно это сделать на процессе, оглядываясь на прошлое". "Мне жалко детей Нильсена, - сказал он. И добавил: - Я понимаю, что они могут чувствовать".
Психиатрическая экспертиза, проведенная швейцарцами, признала Калоева вменяемым в момент совершения преступления. В обвинительной речи прокурор Ульрих Ведер потребовал приговорить жителя Владикавказа Виталия Калоева к 12 годам лишения свободы. По его словам, россиянин виновен в умышленном убийстве авиадиспетчера "Скайгайд". Однако адвокаты рассчитывают убедить суд в том, что Калоев совершил преступление в состоянии аффекта, поскольку подзащитный, по его собственным словам, не помнит обстоятельств самого убийства.
Прямая речь |
Таймураз Мамсуров, президент Республики Северная Осетия - Алания:
- Мы знаем, что такое трагедии, и поэтому мы посчитали возможным выбрать время и сегодня быть рядом с Виталием Калоевым так же, как были и раньше с ним. Понимая, насколько тяжелы обвинения в его адрес, верим в справедливость и объективность швейцарского суда, который должен разобраться во всем досконально. Предвзятости как таковой у судей нет - она была, вы помните, с самого начала. Но все это растаяло после того, как суд больше узнал о личности Виталия. Так что у меня пока нет оснований сомневаться в объективности суда.
В случае признания его вины будем стараться, чтобы он отбывал наказание в России. В случае с человеком, пережившим гибель всей своей семьи, такой прецедент возможен, если это будет обсуждаться на самом высоком государственном уровне.