26.10.2005 01:00
    Поделиться

    С 1 ноября Россия станет Председателем Совбеза Безопасности ООН

    "Философией" нашего председательствования в Совете станет всемерное укрепление его роли, авторитета, эффективности в принятии решений по фундаментальным вопросам мировой политики. Москва всегда отстаивала эти цели, однако председательские функции наделяют нас гораздо большей ответственностью в повышении престижа Совета безопасности и координации деятельности партнеров.

    Сегодня в повестке дня Совбеза находятся важнейшие проблемы поддержания мира на планете. Их список постоянно расширяется, охватывая конфликтные очаги во многих регионах. К приоритетным задачам работы СБ следует отнести координацию контртеррористических усилий, борьбу с распространением ОМУ, урегулирование ситуации на Ближнем Востоке, в Ираке, Афганистане, на пространстве бывшей Югославии и Африканском континенте.

    Одна из наиболее злободневных тем - дальнейшее согласование международной стратегии по противодействию терроризму, угроза которого не становится меньше, несмотря на активные и все более организованные системные усилия мирового сообщества.

    В ходе проведения в рамках "Саммита-2005" заседания Совета Безопасности ООН на высшем уровне, в котором участвовал президент России Владимир Путин, была принята антитеррористическая резолюция. Этот важнейший документ, в разработке которого российская дипломатия участвовала самым активным образом, ставит во главу угла задачу противодействия идеологии терроризма, квалифицирует подстрекательство к совершению террористических актов в качестве уголовного деяния.

    Сегодня необходимо в полной мере задействовать заложенный в этом решении потенциал в сфере антитеррора. Россия намерена и впредь фокусировать внимание наших партнеров на необходимости строгого, без двойных стандартов, выполнения этой резолюции СБ.

    На антитеррористическом поприще продолжим вести дело к тому, чтобы перевести в практическую плоскость задачу составления консолидированного списка террористов.

    Острый вопрос в повестке дня СБ ООН, которому мы также намерены уделять особое внимание, - сохраняющаяся напряженность в Ираке. После состоявшегося в середине октября референдума по одобрению конституции эта страна вступает в важный этап своего развития. Мы исходим из того, что СБ должен продолжать плотный мониторинг за развитием политического процесса в Ираке. Многочисленные задачи в этой сфере, которые были поставлены в резолюции Совбеза ООН под номером 1546, остаются нерешенными и по сей день. Прежде всего это касается налаживания в стране полноценного политического диалога с целью достижения национального примирения. Предложение России о созыве представительной международной конференции с участием иракского правительства и патриотически настроенных оппозиционных сил остается в силе. Мы неоднократно подчеркивали, что организация подобного рода форума - не самоцель, а механизм запуска при активном международном сопровождении общеиракского диалога.

    В рамках нашего председательствования в Совете мы настроены уделять пристальное внимание урегулированию ситуации на Ближнем Востоке. В этой сфере сохраняется огромный пласт нерешенных проблем. В эволюции региональной обстановки прослеживаются позитивные и негативные тенденции. Уход Израиля из Газы - важный политический шаг. Однако это не финальная стадия, а первый этап выполнения "дорожной карты" в направлении создания жизнеспособного и целостного Палестинского государства. Как активный участник "четверки" международных посредников Россия будет плотно работать над решением этого застарелого конфликта. Мы убеждены, что, наряду с палестино-израильским досье, на повестке дня стоит задача выработки формулы и всеобъемлющего регионального урегулирования, которое должно открыть перспективы мирного развития Ближнего Востока.

    В настоящее время внимание международного сообщества приковано к развитию ситуации вокруг Сирии и Ливана в связи с выходом доклада независимой комиссии Мехлиса. Как известно, этот орган был создан ООН для расследования обстоятельств гибели бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири. Мы поддерживаем работу комиссии, но исходим из того, что обсуждение составленного ею документа в Совбезе не должно носить политизированный характер. Наряду с этим урегулирование всей этой проблемы ни в коем случае не должно привести к возникновению нового очага напряженности, к еще большей дестабилизации на Ближнем Востоке.

    Россия твердо исходит из того, что СБ должен продолжать держать руку на пульсе развития ситуации в Косово. В нынешних условиях это приобретает особое значение, поскольку процесс урегулирования в крае вступает в ответственную фазу: начинаются переговоры о будущем статусе этой территории. Параллельно СБ предстоит следить за необходимостью тщательного выполнения стандартов в сфере обеспечения прав национальных меньшинств в Косово, прежде всего сербского населения. Задачу на этом направлении мы видим в том, чтобы обеспечить безопасность и равные права для всех групп населения, живущих в этом регионе. Именно в этом состоит залог стабилизации обстановки в Косово.

    При координирующей роли СБ ООН международному сообществу предстоит проделать огромный объем работы по нормализации обстановки в Афганистане. Говорить о стабилизации обстановки в нынешних условиях неправомерно. В стране сохраняется высокий уровень насилия. Приоритетная задача состоит в формировании полноценных институтов государственной власти на основе политического и этнического баланса и распространении их полномочий на всю территорию Афганистана. Мы не вправе допустить возрождения угрозы со стороны талибов и "Аль-Каиды".

    СБ должен сказать свое веское слово в разработке всеобъемлющей стратегии восстановления и развития этой страны. Задача эта приобретает особую актуальность и в связи с разработкой под эгидой ООН комплексной международной стратегии решения проблемы афганских наркотиков, в том числе посредством создания антитеррористических "поясов безопасности" вокруг Афганистана.

    Пристальное внимание в повестке дня СБ в ходе нашего председательствования будет уделено урегулированию ситуации в конфликтных очагах на Африканском континенте. Без преувеличения можно сказать, что ооновское миротворчество сыграло огромную роль в деле нормализации обстановки в Африке. Эти усилия следует продолжать и наращивать. Со своей стороны, Россия намерена вносить свой практический вклад в укрепление миротворческого потенциала ООН и африканских региональных организаций, прежде всего Африканского союза.

    Поделиться