В свою очередь его коллега, сопредседатель совместной комиссии, спикер Палаты представителей Национального собрания Беларуси Владимир Коноплев отметил: "Тот застой, который наблюдался в работе комиссии, ушел в прошлое. Предстоит хорошо поработать, чтобы согласовать документы для вынесения его на рассмотрение Высшего Государственного совета Союзного государства".
Итак, по словам участников заседания, проект на 90 процентов удалось согласовать. В основном Конституционный Акт членами комиссии одобрен. Экспертной группе поручено до 15 ноября вынести доработанный текст на заседание Высшего Госсовета. "Последнюю точку" в работе над Конституционным Актом должен поставить референдум. Однако, как заявил журналистам спикер Госдумы РФ, "наши народы уже подтвердили намерение жить в Союзном государстве". Результаты интеграции двух стран очевидны - претворяются в жизнь совместные программы и проекты, Россия и Беларусь тесно сотрудничают в сфере экономики и безопасности, в науке и культуре, социальной политике и образовании.
После того как Конституционный Акт будет одобрен Высшим Госсоветом, а затем и союзными парламентариями, он будет вынесен на референдумы в России и Беларуси. После чего в течение 30 дней после опубликования документа в СМИ Конституционный Акт вступит в силу. И уже в соответствии с этим документом, который будет определять жизнь Союзного государства в переходный период, будут формироваться его органы власти: двухпалатный парламент и совет министров. Предусматривается, что парламент будет состоять из палаты представителей (28 депутатов от Беларуси и 75 - от России) и палаты Союза, где депутатов от наших стран будет поровну.
Высшим руководящим органом Союзного государства, судя по проекту Конституционного акта, должен стать Высший госсовет. Впрочем, на этот счет существуют разные точки зрения. К примеру, Госсекретарь Союзного государства Павел Бородин считает, что после объединения России и Беларуси могут появиться посты общего президента и вице-президента.
- Союзное государство не может развиваться без самостоятельной и эффективной власти в лице президента, - подчеркнул П. Бородин. - Введение президентской вертикали отвечает интересам эффективного управления.
А введение института вице-президентства, по мнению Госсекретаря, позволило бы обеспечить "равновесие и баланс интересов государств, объединившихся в Союзе". П. Бородин заявил, что провести объединительный референдум в России и Беларуси, а также избрать единый парламент можно было бы уже в будущем году.
Однако председатель Центризбиркома России Александр Вешняков выразил на сей счет сомнение. Кстати, он убежден, что для выборов в парламент Союза не нужен специальный общий закон. По его мнению, эти выборы должны проходить в соответствии с национальными законами на принципах всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании. По этому поводу на заседании российско-белорусской комиссии возникла дискуссия, однако поправку А. Вешнякова в проекте Конституционного акта решено было учесть.
По мнению А. Вешнякова, союзный, то бишь общий, закон может войти в противоречие с действующими законодательными нормами в России и Беларуси. К тому же такой закон, считает глава ЦИК РФ, поставит в неравное положение российских избирателей, ведь они делегируют в союзный парламент в три раза больше депутатов, чем их белорусские коллеги. А. Вешняков полагает, что, исходя из европейского опыта, следует проводить выборы в соответствии с национальными законами на принципах всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании.
А вот мнение коллеги Вешнякова - председателя Центризбиркома Беларуси Лидии Ермошиной: "Проведение выборов в Союзный парламент по национальным избирательным законодательствам двух стран - разумное решение", - отметила она.
Что касается поправки, предложенной российским Центризбиркомом и одобренной, как мы уже отмечали, членами совместной комиссии, то Л. Ермошина прокомментировала это так: "Основная позиция россиян базировалась на том, что у наших стран сложились свои избирательные системы с определенными различиями. Ломать их не стоит, поскольку это может создать ряд сложностей на территории каждого государства при организации избирательной кампании".
Стороны, как видим, неплохо потрудились по доработке проекта Конституционного Акта. Вместе с тем осталось несколько небольших спорных вопросов, которые необходимо согласовать. Возможно, комиссия соберется еще раз. Как считает руководитель группы российских экспертов по подготовке Конституционного Акта Алексей Автономов, "проект, который будет отдан президентам, должен быть не просто приемлемым, а хорошим как для белорусской, так и для российской стороны".
Если заняться математическими расчетами, то ситуация складывается так. Если ВГС одобрит проект Конституционного Акта в ноябре, то он поступит в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России. Для рассмотрения, доработки и принятия документа потребуется два-три месяца. Где-то в конце зимы, после одобрения проекта союзными парламентариями, он будет направлен главам наших государств. Те внесут проект в национальные парламенты для ратификации - а на дворе уже март. Следующий этап - объявление референдумов, на подготовку которых, по мнению специалистов, уйдет минимум три месяца. Значит, уже в июне, если ничего не затягивать, в России и Беларуси можно будет провести референдумы.
Впрочем, в качестве этого срока назывались и весна, и осень 2006 года.
До последнего времени Конституционный Акт давался Союзному государству нелегко. Тут и разногласия российских и белорусских экспертов, и инерция в их работе, и вынужденные замены участников совместной комиссии, после чего нередко старые наработки отставляли в сторону и начинали искать новые пути. Да плюс к тому же наши извечные ожидания "указаний сверху".
Сегодня политическая воля проявлена, руководители наших стран призвали к активизации процесса, никто палки в колеса не ставит. Значит "союзный долгострой" позади, а наши народы могут реально обрести Конституционный Акт Союзного государства в будущем году.