28.10.2005 01:40
    Поделиться

    Молдавия все больше удаляется от России

    Как видим, в отношении к приднестровской проблеме Москва остается на прежних позициях. Кишинев тоже. К примеру, российское предложение "предоставить Приднестровью в составе Молдавии статус особого административно-территориального образования в форме республики" вызвало в молдавских верхах недоумение. Мол, есть же принятый нынешним летом закон о статусе населенных пунктов левобережья. И этим законом учреждено "автономно-территориальное образование - Приднестровье", которое является неотъемлемой частью Молдавии. Точка!

    Словом, российские предложения Кишинев отвергает. И продолжает придерживаться так называемого "плана Ющенко". План этот известен. Провести в республике свободные парламентские выборы под международным контролем. Поручить Верховному совету, таким образом ставшему легитимным, принять закон о статусе Приднестровья. Наладить систему гарантий, обеспечивающих этот статус. И до конца 2006 года вывести из региона российские войска.

    Между тем 14-я воздушная, которой командовал генерал Лебедь, давно расформирована. Нынешнее российское военное присутствие, невыносимое для Кишинева, - это 1500 солдат и офицеров. Из них 360 - "голубые каски". Остальные заняты охраной военных складов. И эти остальные, как сказал наш министр обороны, покинут Молдавию не раньше, чем с ее территории будет вывезено российское имущество.

    Не раньше - понятно. А все же когда?

    Трудный вопрос.

    Если на левом берегу Днестра снова полыхнет, как в 1992-м, в Россию хлынут потоки беженцев. Но такие последствия молдавское руководство решительно не хочет принимать во внимание

    Российский арсенал в Молдавии к 2000 году составлял 42 тысячи тонн вооружений и боеприпасов. С того момента с территории республики, по данным миссии ОБСЕ, было вывезено или уничтожено на месте около половины этого добра. Осталась не техника - ее транспортировали 56 составами, затратив на это более 3 млн. долларов из Добровольного фонда ОБСЕ. Остались патроны, снаряды, авиабомбы. Они хранятся на складах у станции Колбасна и сосредоточены на площади примерно в 100 гектаров. "Это угрожает даже экологии, - заявил только что побывавший в России глава румынского МИД Михай Рэзван Унгуряну. - Ведь многие говорят, что если там вдруг все рванет, это будет как взрыв небольшой атомной бомбы".

    Что там ни говори, вывозу подлежит около 20 тысяч тонн боеприпасов. Но даже если снаряжать за составом состав, на снятие главной преграды между Кишиневом и Москвой, по оценкам экспертов, потребуется не менее трех лет.

    Не будем делать вид, будто спор идет лишь о технических возможностях освобождения Молдавии от российских военных. Понятно ведь: Россия хочет сохранить тут свое влияние. В этом ей хорошо помогает руководство непризнанной республики, убеждая сограждан и мировое сообщество: как только Россия выведет свои войска из Приднестровья, Молдавия тотчас введет туда свои.

    Верит ли Москва, что именно так и случится? Прямых подозрений на этот счет Кремль никогда не высказывал. Но о том, что в Приднестровье проживают 100 тысяч русских, Москва не забывает и Кишиневу забыть не дает. Вывод российских войск так или иначе увязывается с проблемой приднестровского урегулирования.

    ЕСЛИ на левом берегу Днестра снова полыхнет, как в 1992-м, в Россию хлынут потоки беженцев. Но такие последствия молдавское руководство решительно не хочет принимать во внимание.

    Российско-молдавские отношения испортились в ноябре 2003 года, когда Воронин после разговора с представителем ОБСЕ в последний момент отказался подписать уже согласованный с Москвой меморандум. Тот предусматривал создание "ассиметричной федерации" с входящими в нее на правах автономий Приднестровьем и Гагаузией, а также российскими миротворцами в качестве гаранта. Визит Путина в Кишинев был сорван. Температура отношений между Москвой и Кишиневом с тех пор не поднялась ни на градус, только все падала. Самый низкий ее показатель был зафиксирован, когда Воронин заявил: "Российская военная группировка в Приднестровье служит последним прикрытием сепаратистов". И добавил: "Нам не нужны посредники в камуфляже". Поэтому Киев, а не Москва теперь лидирует в переговорном процессе между Тирасполем и Кишиневом. Россия отодвинулась от урегулирования приднестровской проблемы. Точнее, ее отодвинули.

    Последняя попытка договориться с молдавским руководством была предпринята две недели назад, когда в Кишинев отправилась представительная российская делегация во главе с заместителем секретаря Совета безопасности Юрием Зубаковым. Москва поставила ультиматум: либо Кишинев принимает российские условия урегулирования приднестровской проблемы, либо со стороны России Молдавия будет подвергнута жесткой экономической блокаде. Вплоть до продажи ей газа по европейским ценам.

    Путем экономического давления сделать Кишинев сговорчивее одна такая попытка уже была предпринята: Москва ввела запрет на экспорт молдавского вина. И вот - еще одна угроза, гораздо более серьезная. Но и она едва ли окажется действенной. Молдавский президент не желает идти на уступки. "Я официально объявляю, - сказал он в интервью румынской службе Би-би-си, - что Молдова готова прожить без экспорта вина в Россию. Будет сложно, но мы готовы жить в холоде, замерзать без российского газа. Молдова не будет жертвовать своей целостностью, своим суверенитетом и своей свободой, несмотря на цену, которую придется заплатить".

    Владимира Воронина цена устраивает. Остается выяснить, устраивает ли она рядовых президентских соотечественников. Готовы ли молдаване "прожить без экспорта вина в Россию" и "замерзать без российского газа"? Ответ не очевиден. В свое время страны Балтии, отвергнув российские ультиматумы, болезненно, но стойко пережили введенные против них экономические санкции, нашли себе партнеров на Западе, переориентировали хозяйство на Европу и об утраченных связях с восточным соседом теперь не очень сожалеют.

    "Мы наблюдаем желание решительно освободиться от российской зависимости, - сказал мне посол России в Молдавии Николай Рябов. - Допустим, это получится. Но не впадет ли тогда Молдавия в зависимость от кого-то другого?". Впадет, разумеется. Как впали Латвия, Эстония, Литва. Вопрос лишь в том, зависимость от кого окажется для Молдавии предпочтительнее. Она пока все дальше отдаляется от России и понимания ее интересов. Но и Россия ведет себя с Молдавией как ни в чем не бывало. Не замечая, что и этот ее сосед благополучно изжил комплекс "младшего брата" и все увереннее осознает собственные интересы. Эти интересы, увы, не всегда совпадают с российскими. Значит, надо нащупывать точки совпадения, а не копить обиды.

    Поделиться