Новости

29.10.2005 04:00
Рубрика: Экономика

Там можно

Михаил Фрадков устроил таможенный досмотр

- Товарищи офицеры, - приветственно разнеслось по залу, когда в него входили премьер-министр Михаил Фрадков и глава Федеральной таможенной службы Александр Жерихов. И вверх поднялась зеленая волна кителей таможенников.

- Обо всех проблемах мы решили не рассказывать, - предупредил главу правительства и присутствующих Жерихов, видимо, чтобы к мероприятию не отнеслись, как к протокольному.

Впрочем, таможенники действительно решили не рассказывать, а показывать. В системе видеорежима в совещании поучаствовали практически все управления таможенной службы страны. А гостям - премьеру, куратору - министру экономического развития и торговли Герману Грефу, представителям минфина и минпромэнерго - главный таможенник все же рассказал о громоздкой, сложной и затратной как в финансовом, так и временном отношении, системе таможенного контроля. Правда, у его службы есть и предложения по новой схеме организации контроля товаров. Принципиальная новизна которой заключается в предварительном информировании о товарах, принципе "одна остановка" (инспекционно-досмотровый комплекс - ИДК) и электронном декларировании товара. Впрочем, необходимым условием такой схемы является в первую очередь создание Единой базы данных всех контролирующих органов. Но помимо необходимого есть и другие условия. В их числе - расширение дорожной сети, оборудование пунктов пропуска инспекционно-досмотровыми комплексами (ИДК).

- Я, конечно, благодарен Герману Оскаровичу, что на ближайшие три года в программу включено создание 19 ИДК, - издалека решил подойти к куратору - Грефу - глава таможенной службы. - Но надо еще 27 стационарных и 22 мобильных комплекса.

А для этого, как оказалось, таможенникам не хватает 8 миллиардов рублей. Но это лишь малая часть того, что они хотели бы получить. Для организации эксплуатации и администрирования действующих и строящихся пунктов пропуска таможенники в ведомстве Жерихова, к примеру, предлагают создать еще одну федеральную структуру - специализированное агентство в составе минэкономразвития. "В этом случае федеральные службы выполняли бы контрольные функции, а агентство обеспечило бы предоставление услуг по развитию и эксплуатации приграничной инфраструктуры", - считают идеологи от таможни. Хотя при этом не исключают и другой вариант: поручить эти функции государственному учреждению, например РОСТЭКу. "Без инфраструктуры как в самом пункте пропуска, так и рядом с пунктом пропуска очереди так и останутся", - убеждал Жерихов.

Но если говорить не о проблемах, так лучше о достижениях. Поэтому глава ФТС презентовал новые технологии в деле - электронное декларирование. По его словам, только в 18 странах мира, в том числе в России, таможня применяет электронное декларирование, которое исключает контакт участника внешнеэкономической деятельности с таможенником и мешает возможности создания коррупционных связей.

На экране мелькали картинки, графики, цифры, схемы, часто на связь выходили управления таможенной службы по стране, что в итоге убедило премьера в том, что "таможенники все делают правильно".

Таможенники решили продемонстрировать новые системы.

- Давайте посмотрим одну декларацию, - не унимался премьер, призывая перейти от слов к действиям.

На экране появился электронный документ. Начальник главного управления информационных технологий ФТС Леонид Ухлинов предложил премьеру лично выбрать любое управление таможенной службы, но Фрадков готов был работать с любым из подразделений. Случайно выбранный документ по Зеленоградскому таможенному управлению заинтересовал не только премьера, но и всех присутствующих.

- Поставщик - "Челси Мэнэджмент Лимитэд", - под смех в зале произнес таможенник. - Зарегистрирована на Гибралтаре. Поставляет мобильные телефоны "Сименс".

- Скажите, по какой цене задекларирован один телефон, - тут же отозвался премьер.

Присутствующие приняли это за шутку.

- 624 евро за килограмм, - отозвался начальник управления по информации.

Цену за штуку подсчитать так и не удалось, ведь эта строка не входила в таможенную систему. Поэтому считать принялся зал, нажимая на кнопки своих мобильных телефонов. Сумма оказалась смехотворная и нереальная.

- Покажите технологическую цепочку, - развеселился премьер, в отличие от грустневших на глазах таможенников. - Выведите "Челси" со всей продукцией по Зеленоградской таможне.

Присутствующим стало понятно, что "Челси" случайно и по-крупному не повезло. Подбираться к "Челси" как поставщику стали с получателя, который за 10 дней оформил 26 деклараций на одном таможенном пункте.

- Задумайтесь, проанализируйте и доложите, - грозно сказал премьер. - А то потом возникнет вопрос: что за потребитель, что за "Челси".

Чтобы развеять возникшие у премьера сомнения в эффективности новой системы, Жерихов заметил: "Никакой бутафории тут нет. Здесь еще пахать надо".

Но куратор таможенников тоже решил просмотреть несколько деклараций, и одну из них вывели на большой экран. Декларация по ввозу самых дорогих марок мобильных телефонов Vertu. Эксклюзивные мобильные трубки были задекларированы по 200 с небольшим долларов за единицу при том, что их рыночная стоимость составляет около 9 тысяч долларов.

- Цена занижена на 1138 процентов, - к неудовольствию своих подчиненных констатировал Греф.

Фрадков попросил экспертов ФТС изучить эту сделку и доложить результаты Грефу.

Но одной неприятности явно было достаточно для одного дня. Поэтому Греф решил все же напомнить о достижениях: в текущем году все мероприятия по повышению эффективности работы в ФТС принесли более 5 миллиардов долларов.

Тем не менее Фрадков предложил взять под особый контроль правительства работу Федеральной таможенной службы, напомнив, что на заседании кабинета министров в ближайшее время будет рассматриваться концепция работы ФТС на ближайшие годы.

Экономика ВЭД Правительство Минфин ФТС Правительство Председатель Правительства