Дело в том, что "земельно-инфраструктурный" фактор - один из тех, что наиболее серьезно мешают увеличению объемов строительства жилья. Выделить кусок чистого поля мало - ведь "коробки" корпусов станут нормальным жилым микрорайоном, только если к ним проведены свет, тепло, вода, построены дороги и прочая социалка. Сейчас "вкладываться" в строительство инженерных сетей и прочей инфраструктуры муниципалитеты вынуждают, как правило, самих строителей. В результате получается и долго, и дорого. Страдает бизнес, а еще больше - будущие жильцы, покупающие метры по цене, включающей все эти дополнительные расходы.
Между тем новый Градостроительный кодекс обязал городские власти предоставлять землю под застройку уже в "готовом" виде - со всей необходимой инфраструктурой. Норма эта вступила в действие совсем недавно - 1 октября и по замыслу законотворцев должна помочь развернуть массовое строительство. Ведь "точечным" строительством на участках, с трудом изыскиваемых в районах старой застройки, поставленную национальным проектом задачу резко увеличить объемы ввода жилых метров не решить никогда. Но на такую подготовку в местных бюджетах очень часто просто не хватает денег.
Понимая это, правительство пообещало регионам вполне конкретную финансовую помощь. Но выдавать бюджетные рубли, так сказать, "напрямую" не будут. Как объяснил глава Росстроя Сергей Круглик, механизм предусмотрен иной: за счет средств федерального бюджета будут осуществляться госгарантии на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой и субсидирование процентов по банковским кредитам. То есть на все необходимые работы организация, "осваивающая" земельный участок, будет изыскивать средства самостоятельно - скорее всего, брать кредит. Но возвращать его государство обещает помочь. При этом федеральные гарантии предполагается предоставлять на часть суммы основного долга - в 2006 году не более 70 процентов, начиная с 2007 года - не более 50 процентов, ответственность за оставшуюся часть возлагается на банки и заемщиков. Впрочем, в Росстрое считают, что в качестве дополнительного обеспечения кредитов могут быть использованы гарантии региональных бюджетов. Можно также задействовать такие механизмы, как залог прав заемщиков на земельные участки или других принадлежащих им активов. При этом кредиты, по расчетам экспертов ведомства, должны предоставляться на срок не менее 2-5 лет, поскольку их погашение обеспечивается возвратом средств либо от продажи уже готовых к застройке участков, либо построенного жилья.
При этом за федеральную поддержку регионам еще придется побороться. На реализацию программы предложено в 2006 году потратить 12,5 миллиарда рублей госгарантий и 1,7 миллиарда - на субсидирование процентов по кредитам. В 2007 году суммы должны возрасти до 17,5 и 5,0 миллиарда соответственно. И распределяться эти средства будут на конкурсной основе. В региональной заявке, по требованию Росстроя, нужно будет указать расположение запланированного под застройку участка (город, название микрорайона), его площадь и количество предполагаемых к вводу метров. При этом будет учитываться, есть ли на предполагаемую стройку проектно-сметная и исходно-разрешительная документация, и во что обойдется реализация всего проекта.
Когда конкретно станет известно, какие именно регионы и по каким объектам получат федеральные "вливания", пока не сообщается. Со сроками проведения конкурсного отбора в Росстрое, очевидно, определятся уже после сбора заявок. Тем не менее уже заранее подсчитано, что в результате выполнения "земельно-инфраструктурной" подпрограммы в 2007 году удастся дополнительно построить около 8 миллионов жилых метров, в 2008-м - 11,5 миллиона и так далее, по нарастающей, чтобы к 2010 году по приведенной модели был построен уже каждый четвертый квадратный метр.