Напомним, что 15 октября "Электрон" остановила береговая охрана, на борт судна поднялась инспекторская группа из двух человек. Капитана попросили взять курс к порту Тромсе. Он, видимо надеясь, что сможет договориться с норвежской инспекцией, подчинился. Но вскоре понял, что рыбоохрана Норвегии будет строго следовать букве закона, повернул и направил "Электрон" к российскому берегу.
Началась погоня. Два судна береговой охраны трое суток шли в кильватере российского траулера. Все это время инспекторы находились на борту. И они сделали свое дело - не дали команде "Электрона" избавиться от улик - нарушений, которые зафиксировали сотрудники рыбоохраны Норвегии. Потом судно "приняли" пограничники и доставили к берегу, где все трюмы были сразу же опечатаны.
На борт поднялись проверяющие. "Электрон" подвергся двум проверкам - прокурорской и отраслевой. Обе проверки уже закончились. Результатом работы транспортной и природоохранной прокуратур стало возбуждение уголовного дела.
Но поскольку законы у нас одни, а прокуратура установила нарушение их капитаном "Электрона", вряд ли гражданское ведомство признает его непогрешимость. Итак, Валерию Яранцеву вменяются "две статьи" Уголовного кодекса РФ - Яранцева подозревают в незаконной добыче рыбы и лишении свободы человека. В ходе прокурорской проверки выяснилось, что вопреки требованиям, установленным норвежским законодательством, судном не было послано "уведомление о начале лова" и "сообщение об объеме улова до начала и во время лова в рыбоохранной зоне".
В распоряжении следователей также оказались фотографии орудий лова, имеющих ячейки в несколько раз меньше разрешенного размера, что является незаконным как по норвежскому, так и по российскому законодательству. В трюме судна были найдены штампы для маркировки коробок с рыбой, на которых были удалены сведения с регистрационным номером судна, а ряд коробок с одной и той же рыбой одинаковой весовой категории имели различную маркировку. Кроме этого, во время погони норвежские инспекторы оставались на судне и были лишены возможности его покинуть. Таким образом, капитан "Электрона" умышленно лишил двух граждан Королевства Норвегии личной свободы.
Инспекторы помешали команде Яранцева до проверки избавиться от рыбы, выловленной сверх нормы, заявленной в таможенной декларации, но сеть с мелкими ячейками проверяющие на борту не нашли. И члены экипажа полностью отрицают их наличие. Но следствие располагает данными, свидетельствующими о неискренности членов команды судна - кроме фотографий, у следствия имеются копии радиограмм Яранцева, направленных директору компании-судовладельца (ЗАО "Корс"), которому принадлежит "Электрон". В этих радиограммах капитан сообщает об установленных норвежскими инспекторами нарушениях, в том числе и об обнаружении ими незаконных орудий лова.