Примечательно, что предыдущий начальник ГУИН Икматулло Полотов был тяжело ранен заключенными этой же колонии во время бунта в октябре и позже скончался.
Во вторник утром на улицах Бишкека появились бронетранспортеры. Все они направлялись в сторону Молдаванки, находящейся в 10 километрах от киргизской столицы. К этому времени уже было известно, что практически во всех зонах и тюрьмах Киргизии заключенные объявили голодовку или же занялись членовредительством. Так они выразили коллективный протест действиям властей по наведению порядка в местах лишения свободы.
На этот раз поводом для очередных акций протеста в "зонах" послужил перевод отбывающего наказание в колонии строгого режима N 31 Азиза Батукаева, считающего себя "вором в законе", в сизо службы национальной безопасности, расположенный в центре Бишкека.
По мнению ряда наблюдателей, власти пошли на этот шаг с целью стабилизации обстановки в тюрьмах и зонах республики, которая накалилась до предела в связи с гибелью 20 октября в 31-й колонии депутата киргизского парламента Тынычбека Акматбаева и сопровождавших его лиц.
Родной брат погибшего депутата Рысбек Акматбаев, который считается в республике одним из криминальных авторитетов, обвинил в случившемся премьер-министра Киргизии Феликса Кулова. Рысбек организовал на главной площади столицы многодневную "акцию протеста". Демонстранты требовали отставки премьера. Только после вмешательства в ситуацию президента Курманбека Бакиева сторонники Акматбаева пошли на попятную и прекратили митинги.
В понедельник к вечеру стало известно об имевшей место перестрелке в одном из столичных "спальных" микрорайонов, в которой пострадал бывший личный водитель Кулова. Тогда же по городу пронеслись слухи: "Ждите. Завтра начнется..."
И началось. К полудню вторника попытки властей утихомирить взбунтовавшихся зеков вылились в открытое противостояние криминала и государства. Стало известно, что в мятежную Молдавановку вошел милицейский спецназ. По словам министра юстиции Киргизии Марата Кайыпова, у отбывающих наказание было автоматическое оружие и гранатомет, и "они отстреливались".
Между тем
Вчера же корреспондентам "РГ" сразу несколько источников сообщили о якобы 20 жертвах в местах лишения свободы. Однако эту информацию не подтвердили ни в одном из силовых ведомств. Но и не опровергли.
Пока министерство юстиции Киргизии, в подчинении которого находится ГУИН, не дает своей оценки происходящему. Все руководители силовых ведомств находятся на месте событий, и поэтому не представляется возможным получить комментарии.
Уполномоченный по правам человека республики Турсунбай Бакир уулу заявил: "Штурм ИК-31 стал для меня полной неожиданностью, я не знал, что спецназ готовится к спецоперациям. Это не укладывается в рамки здравого смысла". Он также сообщил, что администрация колонии не пропустила на территорию сотрудников аппарата омбудсмена, которые приехали для переговоров с заключенными, что является прямым нарушением Конституции.
"Сотрудники МВД мотивировали свой отказ тем, что получен категорический приказ министра внутренних дел не пускать на территорию колоний сотрудников института омбудсмена и журналистов. Это делается не для обеспечения их безопасности, а для того, чтобы при карательных операциях не было свидетелей", - заявил Бакир уулу.