Жорес Алферов: С внуками общаюсь без посредства телефона

Жорес Алферов. ФОТО: Юлия Майорова.- Вы звоните мне на мобильный, и это осложняет мою жизнь.

- А что делать, если иным способом, в кабинете, вас просто не застать? Так приходит расплата за научные открытия.

- Да уж, без транзисторов на гетероструктурах мобильных телефонов в их нынешнем виде точно не было бы. И если отрешиться от эмоций, говорить объективно, то с помощью мобильной связи многие задачи удается решать более оперативно. Я могу практически из любой точки связаться с нужным мне человеком, обсудить какой-то срочный вопрос, выяснить интересующие детали, дать поручение своим помощникам.

- Говорят, мобильный телефон у вас появился лишь после того, как вам не смог дозвониться президент, чтобы поздравить с Нобелевской премий...

- А еще вопросы ко мне есть или это последний?

- Прежде только вожди да большие военачальники всегда имели при себе связь - специально обученных людей со специальными аппаратами. А теперь любой мальчишка - достал из кармана сотовый и отдает приказания родителям. Вот и вам, наверное, не только журналисты досаждают, но и внуки звонят, когда вы надолго уезжаете из Петербурга или вообще из России?

- Внуки мне еще пока не звонят, звонят дети. А с внуками, когда выпадает такая возможность, я с удовольствием общаюсь напрямую, без посредства телефона.

Как мобильник изменил вашу жизнь?

Филипп Рутберг,
академик РАН, директор Института проблем электрофизики и электроэнергетики:

- Он упростил коммуникацию, сэкономил для меня массу времени и сделал меня более мобильным и доступным. Звонит мне, к примеру, академик Владимир Фортов, а я - в США. Тот наш разговор, не сочтите за нескромность, имел пусть не глобальное, но весьма важное значение для развития науки - именно в тот момент требовалось принять немедленное решение.

Павел Бородин,
государственный секретарь Союзного государства Беларуси и России:

- У меня родственники живут в Ульяновске, друзья в Якутске, в Минске. Практически каждый день я звоню по мобильному, чтобы узнать о здоровье, спросить, чем могу помочь. Это для меня важно, потому и держу всегда рядом мобильный телефон. У моей дочери, конечно, он тоже есть. Звонит при необходимости, рассказывает, что у нее в школе, когда надо встретить. А для всех прочих вопросов у меня есть специальная связь - с 93-го года.

(Не прошло и десяти минут, как Павла Бородина буквально выдернул с заседания, на котором он в тот момент выступал, срочный звонок, - по мобильному его разыскивал губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев.)

Юрий Шмидт,
адвокат:

- Я сожалею, что мобильный телефон появился только сейчас. Будь он в моей юности, было бы меньше чувство вины перед родителями, которых не всегда мог предупредить, что задерживаюсь или приду завтра. Однако при всех плюсах есть и свои издержки.

К сожалению, это техническое достижение, как и многие другие, расширяет возможности для вмешательства в частную жизнь и в профессиональную деятельность. Далеко не всегда я могу быть уверен, что разговор с подзащитным по мобильному телефону останется известным только нам двоим. И даже когда не говорю по телефону, а только имею при себе аппарат, вынужден взвешивать: что можно сказать вслух, а что нет.

Валентин Пажетнов,
руководитель биостанции "Чистый лес", Тверская область:

- В нашу лесную глубинку мобильная связь еще только пробивается. Устойчивый прием лишь в пяти километрах от биостанции, на возвышенности. Когда отказывает обычная телефонная связь, а надо срочно позвонить или принять информацию, туда и бежим с телефоном. А вообще хоть и называют Центральный государственный лесной биосферный заповедник "медвежьим углом", с мобильной радиосвязью на "ты" даже наши воспитанники - медвежата, оставшиеся сиротами после зимних охот на берлоги. Нынче было их одиннадцать, и до поздней осени они разгуливали по лесу в радиоошейниках, что позволяло нам контролировать их местонахождение в радиусе десяти километров.

Подготовили
Александр Емельяненков,
Наталья Шергина