В воскресенье Азербайджан будет выбирать парламент

 

Превентивная контрреволюция

Штаб Демократической партии Азербайджана располагается в районе Шарг-базары (восточного рынка). От центра Баку - двадцать минут на машине. Так что политические задворки, где обитает здешняя оппозиция, находят выражение и в городской топографии.

Над зданием штаба - оранжевый флаг. Сардар Джалалоглы, возглавляющий партию в отсутствие политэмигранта Расула Гулиева, носит оранжевый галстук. Одежда активистов и сторонников ДПА с такой же маркировкой. На сине-красно-зеленом фоне (цвета государственного флага Азербайджана) оранжевое выглядит вызывающе. Именно так - как вызов себе - оценили власти республики несостоявшийся приезд в Баку Расула Гулиева.

Бывший председатель парламента, обвиняемый на родине в хищении госимущества, намеревался вернуться в Азербайджан и принять участие в выборах в качестве зарегистрированного кандидата.

Оппозиция объявила, что встречать Гулиева выйдут 500 тысяч сторонников. В день ожидаемого возвращения, 17 октября, самолет с Гулиевым сел на дозаправку в Симферополе. По запросу украинского бюро Интерпола бывший спикер был задержан и до Баку не добрался.

Между тем, по официальной версии, 17 октября оппозиция готовила захват власти "путем привлечения народных масс в аэропорт". Как утверждают следственные органы, "на маршрутах движения населения, возможных местах сборов были спрятаны боеприпасы, оружие и взрывчатые вещества".

А за день до того угодил под арест бывший министр финансов Фикрет Юсифов. На допросе он показал, что финансовыми спонсорами спланированного мятежа выступали высокопоставленные азербайджанские чиновники и представители крупного бизнеса. На основании этих показаний были взяты под стражу министр экономического развития Фархад Алиев и его брат - президент компании "Азпетрол", а также министр здравоохранения Али Инсанов, управделами президентского аппарата Акиф Мурадвердиев, глава госконцерна "Азерхимия" Фикрет Садыхов. Они обвиняются в попытке государственного переворота.

Широко шагает Азербайджан! По подсчетам местных наблюдателей, это двенадцатый неудавшийся государственный переворот в постсоветской истории республики. Причем в череде покушений на власть, подлинных или мнимых, случались и кровавые события: в 1995 году в бою между мятежным отрядом полиции особого назначения (ОПОНом) и подразделениями правительственных войск погибли более 40 человек и несколько десятков получили ранения.

Действительно ли нынешний режим был под угрозой свержения? Участники избирательной гонки, с которыми я беседовал, разного мнения на этот счет. Кто-то говорит, что подобное не исключено и вспоминает случай со взбунтовавшимся ОПОНом. Кто-то считает, что, обнаружив заговорщиков в своих рядах, власть устроила контрреволюцию сверху, предотвратив таким образом революцию снизу. Большинство же склонны думать, что арест ряда министров и близких к ним бизнесменов - это не победа новой гвардии президента Ильхама Алиева над старой, унаследованной им от отца. Это нахичеванский клан, представляемый руководителем президентской администрации Рамизом Мехтиевым, расправился с не менее многочисленным и очень влиятельным кланом выходцев из Еревана, одной из главных фигур которого был министр здравоохранения Али Инсанов.

Кстати, Инсанов и глава экономического ведомства Фархад Алиев, попав под арест, были тотчас исключены из партии "Новый Азербайджан". И в течение нескольких дней местные телеканалы показывали горы иностранной валюты, драгоценностей, произведений искусства, изъятых у бывших министров при обыске. Голосующему населению тем самым был подан сигнал: партия власти идет на выборы, очистившись от коррупционеров.

Но скептически настроенные граждане (среди них и мои бакинские собеседники) задают вопросы: "Эти министры арестованы прежде всего по подозрению в подготовке госпереворота или за расхищение госимущества? Какой мотив является доминирующим? Если их арестовали за подготовку к госперевороту, то факт их коррумпированности или некоррумпированности вряд ли может служить убедительным обоснованием данной версии. Если же их арестовали за коррупцию, то причем тут версия о госперевороте? И почему в таком случае сия кара не постигла других коррупционеров?"

Газета "Бакинский рабочий", правительственный официоз, отвечает спептикам публикацией писем трудящихся: "Очернение теми, кто встал на путь измены Родине, как и тайно поддерживаемой ими радикальной оппозиции, всего и вся, их грязные деяния, совершенно необоснованные притязания и лживые обещания вызывают справедливый гнев и ненависть народа... Мы, беженцы и вынужденные переселенцы, уверены, что никто и ничто не сможет заставить нашего президента Ильхама Алиева, которого поддерживает верный нашему государству и нашей государственности народ, свернуть с политического курса нашего общенационального лидера Гейдара Алиева, который приведет Азербайджан к счастливой жизни".

По данным опросов, проведенным на прошлой неделе республиканским Центром "Ряй", 68,2 процента населения положительно оценили действия властей. Более трети опрошенных связывают увольнение и арест нескольких министров с подготовкой ими госпереворота, 27,8 процента считают это началом широкомасштабной борьбы с коррупцией, а 12,9 - видят тут противостояние внутривластных группировок.

По тем же данным, 59,1 процента избирателей готовы отдать голоса за правящую партию "Новый Азербайджан", 17,4 процента - за независимых кандидатов, 6,3 - за представителей оппозиционного блока "Азадлыг".

"Она дарит людям свет. И газ..."

Рабият Асланова, кандидат от партии "Новый Азербайджан", уже два месяца неотлучно находится в Белоканском районе. Это горный район в 500 километрах от родного ее Баку. Осваивать электорат вахтовым методом, как месторождение "Нефтяные камни", можно, но успех не гарантирован. Выборы в Милли Меджлис (парламент) впервые проходят по мажоритарной системе. Каждый кандидат, хоть партийный, хоть независимый, добывает победу сам. Значит, надо вести агитацию лично - от дома к дому, с митинга на митинг.

Рабият Асланова - депутат парламента, заместитель председателя комиссии по правам человека. В Белоканах она баллотировалась и в прошлый раз. Здесь все ее знают. Но все равно, говорит, расслабляться нельзя. За два месяца - около 80 встреч с избирателями. Вот и сегодня еще одна. Даже не встреча - митинг-концерт. Через час начинается.

...На подступах к парку им. Наримана Нариманова, где народ собирался на митинг-концерт, дежурили три милицейские машины с мигалками. В самом парке было уже многолюдно и празднично. Примерно два десятка школьников, принаряженных, возбужденных предстоящим действом, держали в руках одинаковые портреты президента Ильхама Алиева. Кому не досталось потретов, размахивали над головой разноцветными воздушными шариками и флажками с государственной символикой. Перед фонтаном, на фоне гор, был установлен помост, покрытый ковром. На его флангах возвышались два больших портрета: на левом - Алиева-старшего, на правом - Алиева-младшего. Когда грянула музыка, над толпой разом взметнулись портреты Рабият Аслановой со слоганом: "Смелость, решительность, справедливость".

Митинг открыл молодой человек в черной кожаной куртке, с бойкой повадкой эстрадного конферансье. Он стал на все лады нахваливать кандидата, а затем предоставил слово доверенным лицам. Первым поднялся на сцену седой мужчина представительного вида.

- Вы собрались, - сказал он торжественным голосом, - чтобы выразить отношение к партии, которую представляет уважаемая Рабият-ханум, и к ней самой. Вы все знаете Рабият Асланову. Она депутат Милли Меджлиса. Этот мандат в 2000 году ей дал Гейдар Алиев. Рабият-ханум была его верной соратницей. А сегодня она верная соратница нашего нового президента Ильхама Алиева.

Затем дали слово пожилой женщине из села. Она стала рассказывать о чудесах, сотворенных Аслановой за пять лет депутатства:

- Она дала воду тем, у кого не было воды. Она дала газ тем, у кого не было газа. Она провела асфальт туда, где не было асфальта. Она дарит людям свет добра и справедливости.

Потом выступала еще одна женщина:

- Я сама попросилась быть доверенным лицом Рабият Аслановой. Потому что вижу, с каким участием она относится к людям, к их заботам и проблемам.

Чествование кандидата перемежалось выступлениями мастеров азербайджанской эстрады.

- Мы выступаем безвозмездно, - объявила пышнотелая дама в черном платье до пят. И спела несколько песен. Ее сменила другая певица. Потом юноша в синей черкеске, ученик местной школы, принялся исполнять зажигательный танец. Рабият-ханум стала хлопать ему. И глядя на нее, все тоже стали хлопать.

Наконец микрофон предоставили кандидату. Вспыхнула овация и не смолкала все время, пока Асланова шла к помосту и поднималась на него.

- Мои земляки, мои любимые! - обратилась она к народу. - Я преклоняюсь перед вами. Перед каждым преклоняюсь. За то, что в такой день вы не оставили меня одну. Я не буду перечислять мои заслуги, вы ведь знаете, я многое сделала для района. Ваши проблемы - это мои проблемы. Все эти пять лет я продолжала политику Гейдара Алиева. И буду ее продолжать.

Митинг-концерт, собравший более четырех тысяч избирателей-зрителей, продолжался два часа. Затем был устроен скромный обед для доверенных лиц и устроителей митинга-концерта. Участвуя в общем застолье, я спросил Рабият-ханум, как ей удалось провести в села газ, заасфальтировать улицы, возвести дамбы на горных реках, построить школу и ввести в строй электроподстанцию.

- Я направляла сюда бюджетные деньги, - ответила она. - Это было непросто. Приходилось обращаться к министрам, проявлять настойчивость, уговаривать, требовать... Пробивать, одним словом.

У Аслановой тринадцать соперников. Шестеро из них с партбилетами, остальные - независимые. Но лично у меня сомнений нет: в Белоканском избирательном округе победа кандидата от партии власти обеспечена.

Союз бывших

Азербайджанская оппозиция идет на эти выборы несколькими отрядами. Радикальная объединилась в блок "Азадлыг", представляющий несколько партий. На места в парламенте претендуют и умеренные оппозиционеры. Их блок "Новая политика" сформировался за три месяца до начала кампании. В него вошли известные в прошлом фигуры азербайджанской политики.

- В нашем блоке, - говорит Эльдар Намазов, один из лидеров "Новой политики", - объединились представители четырех правительств, сменивших друг друга за годы независимости республики. Смотрите, кто баллотируется. Бывший президент Азербайджана Аяз Муталибов... Бывшие премьер-министры Али Масимов и Рагим Гусейнов... Бывший председатель парламента Ягуб Мамедов... Ни одна партия, ни один блок не насчитывает столько узнаваемых лиц, побывавших во власти.

Сам Эльдар Намазов - тоже не человек с улицы. Он возглавлял секретариат президента Гейдара Алиева.

- Создание такой коалиции, - объясняет Эльдар-бей, - было продиктовано стремлением преодолеть раскол в обществе. Ведь за нашими главными кандидатами стоят тысячи сторонников, иногда - целые регионы. Да, мы уступаем партии власти, обладающей административным ресурсом, нам трудно тягаться с блоком "Азадлыг", имеющим разветвленную региональную сеть. Но по собранию известных людей мы превосходим наших соперников.

По последним опросам, за "конструктивную оппозицию", как аттестуют себя кандидаты от блока "Новая политика", собираются голосовать 1,2 процента избирателей.

- Мы даем представителям партий и блоков по четыре минуты эфирного времени, - говорит заведующий сектором политики президентской администрации Фуад Ахундов. - И вот сидит человек в телевизоре, убеждает народ, что его команда всех сильней. Когда подобные речи перед чемпионатом мира произносит тренер сборной Бразилии, ему охотно веришь, но когда хвастовством занимается наставник футболистов из Папуа-Новой Гвинеи, делается смешно.

По мнению Фуада Ахундова, совокупная оппозиция, радикальная и умеренная, наберет не более 12 процентов.

Международные наблюдатели, соблюдая нейтралитет, воздерживаются от публичных прогнозов. Однако содокладчик ПАСЕ по Азербайджану Андреас Гросс, выступая перед здешней элитой, сказал, что если оппозиция получит в парламенте 25 мест из 125, выборы можно будет считать демократическими. Таким образом официальный представитель Европы вольно или невольно определил квоту на несогласных. Местные политологи полагают, что это "плановое задание" азербайджанские власти держат в уме. Конечно, Расула Гулиева и прочих радикалов в парламент не пустят, но требуемый Западом баланс политических сил в Милли Меджлисе так или иначе будет установлен.

"Мне не нравится, но..."

- Мне не нравится, что делает правительство в сфере экономики. Мне не нравится, как решает оно карабахскую проблему. Мне не нравится, что уровень коррупции в моей стране очень высок. Мне не нравится, что по пути демократизации мы продвигаемся не так быстро, как хотелось бы. Но я себя оппозиционером не считаю. Ведь что такое оппозиция? Это организованная политическая группа, стремящаяся взять власть. Я к этой группе не принадлежу. Скорее меня можно считать оппозиционно настроенным гражданином.

Это говорит Назим Иманов, доктор экономических наук, профессор, эксперт Евросоюза по азербайджанской экономике. Он независимый кандидат. Своим главным соперником считает возможную фальсификацию. В пользу другого кандидата - ректора Бакинского госуниверситета Абеля Магеррамова. Тот идет на выборы от партии "Новый Азербайджан" и, по словам Иманова, "использует административный ресурс на всю катушку".

Из 1700 кандидатов (рекордное для Азербайджана число) более тысячи представляют только самих себя. Но прочерк в графе "партийность" - еще не гарантия подлинной независимости. Латентная принадлежность иных кандидатов к партиям или блокам и латентная же поддержка этих людей - обычное дело на любых мажоритарных выборах. Вот и в Азербайджане подлинное количество партийных выдвиженцев не поддается точному исчислению. И уж тем более трудно узнать, сколько "независимых" посланы за мандатами лично кем-нибудь из министров или иными представителями властных структур. Что Руфат Кулиев, глава комбината Europian tobacco (самое доходное предприятие после нефтяных) баллотируется в парламент - официально удостоверенный факт. А то, что табачный бизнес контролируется председателем Гостаможни Камаледдином Гейдаровым, рядовой избиратель не ведает и проголосует с чистой душой.

Поколение next

С Марданом Эфендиевым пьем зеленый чай в кафе на Площади фонтанов, в самом центре Баку. Говорим о политике и экономике - о чем еще может беседовать с иностранным журналистом кандидат в депутаты за неделю до выборов.

- Вот говорят, что у нас 40 процентов населения - за чертой бедности. Ерунда! Меньше чем за 50 тысяч манатов (10 долларов. - В.В.) в сутки вы не найдете прислугу в дом. И подобных доходов полно. Официальная статистика их не учитывает. Теневой сектор огромен. Я не говорю о взятках и воровстве. Я сейчас о другом. Если легализовать здоровый, но скрытый сегмент экономики, можно вдвое увеличить бюджет. А наше правительство мыслит советскими стереотипами. Вместо гибкого налогообложения - репрессивный подход.

Мардан в водолазке и джинсах. Выглядит по-спортивному. Он худ, гладко выбрит, у него нет усов. Без занудства серьезен. Без стеба ироничен.

Эфендиев состоит в Партии демократических реформ, созданной за несколько месяцев до выборов. Это партия молодых и успешных. Она провозглашает... Ну если коротко - либеральные ценности. От партии в парламент идут 14 человек. Сам Эфендиев, однако, зарегистрирован как независимый кандидат. Он баллотируется в городе Барда, это 300 километров от Баку.

- Никакими политтехнологиями я не пользуюсь. Деньгами тоже стараюсь не сорить. Сколько надо потратить на расклейку листовок по всему городу, чтобы тебя там стали узнавать? А я зашел в чайхану, дал чайханщику 10 тысяч манатов (2 доллара. - В.В.) и теперь он каждому посетителю вручает мой буклет.

Мардан Эфендиев окончил финансово-экономический институт. Работал в частных коммерческих структурах. Сейчас он генеральный директор инвестиционной компании с участием иностранного капитала. Он владеет английским, много ездит по миру. Хорошо зарабатывает. У него жена и восьмимесячная дочка. Семья живет в престижном доме на Площади фонтанов.

Впервые в парламент Азербайджана выдвигается новая прослойка общества. Это люди до 35 лет. Они хорошо образованны, многие учились или стажировались на Западе. Почти никто из них никогда не работал в государственном секторе. Магистры экономики, профессиональные менеджеры, сделавшие карьеру в частных компаниях, эти люди лишены советских привычек и комплексов. Свою электоральную притягательность они оценивают с трезвой самоиронией и понимают, что по крайней мере на нынешних выборах ничего им не светит.

Утром, после 6-го

"Я раньше говорил, что если будут свободные выборы, то блок "Азадлыг" возьмет 70-75 процентов мест в парламенте, - заявил на днях Расул Гулиев. - Но после репрессивных действий властей у нас стало больше сторонников. Теперь "Азадлыг" возьмет не менее 80 процентов". "А что намерена делать оппозиция, - был задан вопрос, - если выборы, по ее мнению, все же будут фальсифицированы?" "Естественно, мы призовем народ к общегражданскому неповиновению, демонстрациям и митингам, - ответил бывший спикер. - Будут народные волнения..."

Ни 80, ни хотя бы 20 процентов азербайджанская оппозиция не получит. Зато приобретет повод вывести своих сторонников на улицу. Что будет дальше? Ну, вероятно, дубинки. Ну кое-где, возможно, и брандспойты. Продлится все это день, максимум - два. Потом уляжется. Никаких "народных волнений", никаких "государственных переворотов" не случится. Пройдет еще неделя, и жители Азербайджана, в ночь на 7-е припадавшие к телеэкранам в ожидании предварительных результатов голосования, будут больше интересоваться сводкой погоды.