Российская газета | Николай Иванович, для начала банальный вопрос - чем республика "живет и дышит" сегодня?
Николай Меркушкин | Если взять за точку отсчета начало 90-х, то за это время, безусловно, пройден большой путь. Сегодня трудно представить, в каком бедственном положении республика находилась в те годы. Один факт: дотации региону доходили до семидесяти процентов его бюджета. Считай, Мордовия почти полностью находилась на иждивении у федерального центра...
РГ | Но, как мы видим, в последние годы в Мордовии наблюдается стабильная работа предприятий промышленной и сельскохозяйственной отрасли. Многие сегменты экономики, находившиеся на грани полного упадка, встали, образно говоря, "с колен".
Меркушкин | Да, экономика республики набирает все большие темпы. Отрадно то, что не просто возрождается производство, которое было, но и строятся новые предприятия. Также многие заводы капитально модернизируются, становятся конкурентоспособными в новых условиях. В частности, новое дыхание получили электротехнические заводы, такие как Кадошкинский ЭТЗ, Ардатовский светотехнический, ОАО "Электровыпрямитель".
Мы постоянно ощущаем поддержку инвесторов. Например, завод "Рузхиммаш" - промышленная компания, крупнейшая в республике, как по объемам производства, так и по количеству рабочих мест и заработной плате. Это предприятие, являющееся крупнейшим отраслевым производителем, умножает объемы во многом благодаря сотрудничеству с Куйбышевской железной дорогой. Мы очень ценим такое партнерство.
Радует и то, что сами железнодорожники неизменно улучшают показатели работы и, что для нас важно, объемы налоговых отчислений в региональный бюджет. Обнадеживающая ситуация и в АПК. К примеру, агрофирма "Октябрьская" входит в десятку лучших агропромышленных предприятий России. И сегодня все больше сельхозпредприятий выходит на передовые рубежи по технологиям и эффективности.
РГ | Мордовия серьезно "подтянула" мясомолочную переработку и переработку зерна.
Меркушкин | Мы стремимся удержать устойчивую тенденцию к формированию новых, перспективных масштабных предприятий, которые принято называть регионообразующими. В Саранске строится крупнейший в России солодовый завод, в развитие которого внешний инвестор вложил более 20 миллионов евро. Не далек тот день, когда существенные экономические дивиденды с этого предприятия будут получать и инвесторы, и республика.
РГ | Это в будущем. А нынче?
Меркушкин | Вполне позитивные результаты мы имеем и сейчас, как по динамике развития, так и росту производства. А если говорить о дотационности региона, то вместо прежних 70 сегодня мы получаем из федерального бюджета лишь 18 процентов. Разница, как видите, существенная.
РГ | Довольны такими результатами?
Меркушкин | Ровно наполовину.
РГ | ?!
Меркушкин | Потому что успокаиваться нельзя. И потому, что иначе можно растерять все наработанное. И потому, что нужно ставить значительные, масштабные задачи. Вот если сохраним нынешние темпы роста производства (а для этого есть все основания), то по итогам следующего десятилетия республика станет одним из крупных промышленных центров России. И сможет наравне конкурировать с богатыми, "сырьевыми" регионами.
РГ | Известно, что Мордовия одна из первых в стране применила двухуровневую систему самоуправления. На последнем заседании правительства России Герман Греф предложил создать на базе Мордовии учебный центр для подготовки современных служащих муниципального уровня для российских регионов. Это признание значимости опыта республики для реализации нового Федерального закона о местном самоуправлении. А как развивалась ситуация в этой сфере?
Меркушкин | Восемь лет назад мы предоставили муниципальным властям Мордовии свободу действий. Абсолютно зависимая ранее от райцентра и Саранска сельская администрация стала самостоятельным хозяином. В руки местной власти были переданы очень серьезные полномочия. Сельской администрации вменили в обязанность наполнять свой бюджет переданными ей и - это очень важно - заработанными ею налогами. Ей же дали право распоряжаться бюджетом так, как считает нужным не начальник, сидящий в областном центре, а свой совет, своя местная власть.
Многие муниципальные администрации быстро восприняли это, сориентировались и начали активно работать - самостоятельно организовывать производство, заниматься поиском инвесторов, привлекать на территории деньги и людей. Эти муниципальные образования сейчас "на коне", они динамично развиваются.
К сожалению, такая ситуация сложилась не везде. Несколько территорий находятся в очень сложном положении. Таких муниципальных образований не так много: из 443 - около двух десятков, но все же они есть.
Поэтому мы решили принять радикальные действия. Муниципальные образования, власти которых за 8 лет так и не смогли наладить дело, доказать свою эффективность, будут "поглощены" сильными соседями. По-моему, это оправданный и даже необходимый шаг.
РГ | В Послании президента Федеральному Собранию особое внимание было уделено необходимости осознания крупным бизнесом социальной ответственности перед территориями, где они работают. Были ли услышаны эти слова промышленниками Мордовии?
Меркушкин | Естественно. В качестве примера можно привести работу Куйбышевского филиала ОАО "Российские железные дороги". Мы совместно разрабатываем планы постройки зданий, привокзальных площадок и подъездных путей, обустройства территорий. Сейчас в Саранске возводится современный вокзал, в котором бюджет Мордовии и расходы железной дороги идут 50 на 50.
РГ | По мнению начальника Куйбышевской железной дороги филиала ОАО "РЖД" Вячеслава Лемешко, в Мордовии оптимально выстроен баланс интересов территории и магистрали. За счет чего удалось добиться таких результатов?
Меркушкин | Ответ прост. Сейчас промышленная отрасль Мордовии крепко связана с железной дорогой. У нас существует соглашение с ней, согласно которому почти 40 процентов промышленного производства идет на заказы ОАО "РЖД". Мы работаем в тесном контакте с руководителями железных дорог. На днях мы с директорами ряда предприятий Мордовии обсуждали перспективы развития сотрудничества с главой ОАО "РЖД" Владимиром Якуниным. В республике систематически бывают с рабочими визитами наши партнеры - железнодорожники. И результаты плотной совместной работы налицо. Это позволяет увеличивать объемы производства на наших предприятиях, создавать рабочие места, пополнять бюджет.
В частности, объемы заказов РЖД "Вагоностроительной компании "Мордовия", головным предприятием которой является завод "Рузхиммаш", составляют 8 миллиардов рублей. В республике строятся несколько типов железнодорожных вагонов: в этом году объемы производства превышают прошлогодние на 20 процентов. В республике много подобных предприятий - те же "Электровыпрямитель" и "Сарансккабель". Практически все предприятия Мордовии пользуются услугами Куйбышевской железной дороги.
Были времена, когда мы не могли своевременно вывозить грузы, а сейчас этой проблемы нет. Мы крупные потребители перевозок. Взять, к примеру, цементный завод. Только ему одному необходима транспортировка разных грузов в объеме почти в 4 миллиона тонн в год. Для сравнения, у нашего соседа Пензы объемы перевозок по всей области составляют 1,8 миллиона тонн. А тут только один завод...
И это сотрудничество взаимовыгодно. Оно позволяет республике развивать новые отрасли. В свое время резко поднялся спрос на высокотехнологичное стальное литье. В результате возник завод "ВКМ-сталь". Тем самым мы заново "воскресили" умирающую отрасль.
Вообще, к программе развития железнодорожного транспорта мы проявляем особый интерес. И надо сказать, что и руководство республики, и директора наших предприятий всегда находят общий язык как с руководителем Куйбышевской железной дороги Вячеславом Лемешко, так и с руководителями ОАО "РЖД".
РГ | Транспортная инфраструктура Мордовии имеет огромный потенциал к развитию - вплоть до выстраивания новых транспортных коридоров. Насколько известно, за несколько дней до нашей беседы состоялась ваша встреча с представителями РЖД, и темой одного из дискуссионных вопросов было создание на рузаевской базе логистического транспортного центра. Какое было принято решение?
Меркушкин | Вы правы, потенциал Рузаевского узла, его оптимальное расположение - одно из лучших в европейской части России - позволяют задумываться и об увеличении числа перевозок, и о создании определенной координационной базы. Хочу сказать, что сейчас этот вопрос находится в стадии проработки. Владимир Якунин поддержал наше начинание и дал своим заместителям поручение проработать этот вопрос, чтобы выяснить - "потянет" ли Рузаевка на логистический центр или нет.
В пользу Рузаевки говорит многое. Согласно расчетам узел может осуществлять поставки и на север, и на юг, и даже на запад.
РГ | И последний вопрос, Николай Иванович. На праздничном календаре Мордовии, равно как и на плакате при въезде в республику, мы увидели три слова: "согласие, порядок, созидание", ключевым из которых нам показалось "созидание". А как вы сами расшифровываете этот посыл?
Меркушкин | В этих трех словах - кредо республики, большинства ее жителей. И оно работает уже почти десять лет. Когда региону было очень тяжело, этот лозунг помог людям понять, что выход из кризиса - это, прежде всего, дело "наше, собственное, общее". Он помогал прийти к осознанию того, что все старание, весь труд окупятся сторицей. И для этого стоит жить, ради этого стоит преодолевать трудности. Наверное, здесь не нужно приводить никаких примеров...