Критиков и откровенных противников закона более чем достаточно. От региональных российских властей, которым закон отказывает в праве распоряжаться значимыми недрами, до иностранных инвесторов, которые чрезвычайно обеспокоены возможным сокращением доступа к добыче российских ископаемых.
Какого же рода поправки разработчики собираются вносить в законопроект? В официальном сообщении пресс-службы МПР говорится, что будут конкретизированы критерии отнесения месторождений полезных ископаемых к категории стратегических, а также уточнены некоторые аспекты применения нового закона в переходный период. И все же это не развеивает недоумение.
Напомним, что проект закона "О недрах" был внесен в Госдуму этим летом. В октябре министерство природных ресурсов разработало критерии отнесения месторождений к категории стратегических. То есть речь идет о месторождениях, к которым доступ иностранцам должен быть закрыт. Тогда было названо три критерия. Первый: содержание на участке недр дефицитных для России полезных ископаемых независимо от величины запасов. К таким относятся месторождения, содержащие уран, алмазы, особо чистый кварц и редкие земли иттриевой группы. Второй: уникальные по объему запасы полезных ископаемых. В частности, месторождения с запасами нефти свыше 150 миллионов тонн, газа - свыше тысячи миллиардов кубометров, меди - свыше 10 миллионов тонн. Третий критерий: расположение участков недр на землях оборонного комплекса или прилегающих к российским границам, когда разработка таких участков влияет на интересы обороны страны и безопасности государства.
Критерии стратегических месторождений должны быть записаны в новом законе о недрах, но поскольку к тому времени законопроект уже был в парламенте, на заседании рабочей группы в Госдуме 17 октября было решено эту норму и еще некоторые оформить в виде поправок и внести от имени правительства ко второму чтению. Заметим, что информация о критериях была широко растиражирована в СМИ. Министр природных ресурсов Юрий Трутнев сообщил об этом зарубежным партнерам. Тем не менее иностранные инвесторы стали проявлять беспокойство. Во время визита в США министра промышленности и энергетики Виктора Христенко на прошлой неделе его американский коллега не преминул подчеркнуть, что за океаном хотели бы видеть российский закон о недрах более понятным, с четкими правилами инвестирования.
И вот, когда депутаты уже настроились на первое чтение, законопроект резко отодвигают. Что бы это значило? Не изменятся ли принципиальные позиции закона, в частности критерии "стратегических месторождений", в угоду иностранцам или доморощенному бизнесу?
"Ни в коем случае, - заявил "РГ" руководитель пресс-службы МПР Ринат Гизатулин. - Дело в том, что в законопроекте, который Госдума должна была вчера рассматривать, как раз понятия "стратегическое месторождение" нет. Есть только ссылка на то, что правительство имеет право ограничивать доступ к ряду месторождений. И непонятно было, какие это месторождения. Мы же сейчас предлагаем очень четко и сразу все это прописать.
Да, был вариант: между первым и вторым чтениями правительство вносит поправки и тем самым конкретизирует этот вопрос. Но закон слишком острый. Чем ближе его рассмотрение, тем больше волнения со стороны компаний-недропользователей. Поэтому после консультаций с администрацией президента, которые прошли в последние дни, было принято решение, что надо уже на первое чтение выходить с абсолютно точными формулировками по стратегическим месторождениям, чтобы потом ни у кого не поднялась рука их изменять. Тем более что эти формулировки уже прошли все согласования, в том числе в правительстве, в администрации президента, всеми одобрены. Кроме того, решено сразу подкорректировать некоторые положения переходного периода. Например, о том, что будет с теми лицензиями, которые будут выданы на момент вступления в силу нового закона; когда наступает переход с выдачи лицензий на подписание договоров", - сообщил Ринат Гизатулин.