Трое жителей города Большой Камень обманом завербовали на работу в тайгу для сбора кедровых шишек жителей таежных сел. Когда компания прибыла в кедровую падь Инга, оказалось, что жить наемным работникам негде, спать не на чем, да и кормить новоявленных рабов, как и платить им потом, никто не собирался. Работников били обухом топора, палками по пяткам. У одного потерпевшего были сломаны обе руки, другой, раздетый и избитый был прикован цепью к дереву, у третьего — проломлена голова. Рабы днем собирали шишки, а ночью на специальной машине молотили, чтобы добыть орех.
Находкинская фирма досуга «Изабелла» занималась вербовкой женщин для занятия проституцией, в том числе и с продажей их в страны ближнего и дальнего зарубежья. Фирма существовала с 1999 года, но только в прошлом году правоохранительными органами были освобождены 72 девушки, которых подготовили для отправки в Финляндию, США и Среднюю Азию. А в Уссурийске наоборот преступная группа занималась поставками живого товара из Узбекистана для местных фирм досуга.
«Школа Афродиты» работала во Владивостоке и в Хабаровске как школа для будущих моделей с обучением 12-14-летних девочек профессиональным навыкам, фитнесу, музыке и искусству. На самом деле девочки в этих фирмах готовились к съемках в порнофильмах. Процедура приема в школу включала своего рода кастинг, на котором девочки должны были показать себя абсолютно обнаженными, а также собеседование, на котором обсуждались вопросы о первом сексуальном контакте.
История годовалой девочки Даши, о которой писала наша газета и которая в обход российских законов была предложена воспитателем городской детской больницы и сотрудницей муниципального органа опеки, для удочерения в американскую семью, тоже из этого же ряда преступлений — торговля людьми.
Так, сегодня в Китае, по некоторым данным, находится от 5 до 10 тысяч российских граждан, используемых в качестве «живого товара». В своем большинстве это жители Дальнего Востока, приехавшие без визы. Там их используют по своему усмотрению китайские и российские организованные преступные группировки, продавая и перепродавая «живой товар» друг другу. И на первом месте в «приоритетах» труда невольников даже не сексуальное рабство, а использование рабского труда, особенно труда нелегальных мигрантов. Еще один факт: более пяти тысяч проституток российского происхождения только в одном Таиланде были первоначально набраны на работу на Дальнем Востоке.
Специалисты утверждают, что работорговля, относящаяся к самым тяжелым преступлениям против человечества, спровоцирована социальными и экономическими потрясениями последнего десятилетия в России. Сколько дальневосточниц в поисках большего заработка уехали в страны Юго-Восточной Азии работать танцовщицами, гувернантками, официантками, заниматься консумацией (раскруткой посетителя питейного заведения на покупку выпивки). И даже, если их не принуждали заниматься проституцией (что очень редко встречается в практике правоохранительных органов), то хозяин платил очень мало и забирал документы, чтобы доходная рабыня не могла вернуться на родину.
Похитителей людей — трех «бизнесменов» из Большого Камня Гончарова, Носкова и Головатюка удалось привлечь к уголовной ответственности. Суд уже состоялся. Однако попались они благодаря случаю: друзья избитого раба отправились в тайгу мстить за друга, о чем узнали правоохранительные органы. История так и не отправленной в Америку девочки Даши также всплыла отчасти случайно, после чего была проведена проверка, и прокуратура Приморского края ошарашила цифрой — ежедневно одного приморского ребенка усыновляет иностранная семья — в течение 2004 года краевым судом рассмотрены 348 дел, дававших разрешение на усыновление детей иностранцами.
Жертвы торговцев людьми обычно не приходят в милицию. И в этом главное отличие преступлений такого рода от ограбления банка, например. Потерпевшие подвергаются избиениям, сексуальному насилию, угрозе убийством, угрозам расправиться с родственниками в случае недолжного поведения, поэтому с правоохранительными органами предпочитают не связываться. Чтобы доказать факт торговли женщинами — тридцатью девушками из Белоруссии и Украины — гражданином России Алексом Мишуловичем, в суд согласились прийти только две из них. Остальные предпочли не вспоминать «об этом кошмаре».
Именно поэтому важно сотрудничать с общественными организациями. А вот туда жертвы работорговли идут охотнее. Неправительственные организации помогают попавшим в беду людям деньгами, документами, отправляют на родину. В Приморье вспоминают такой факт: собравшись на работу в Южную Корею, тридцатилетняя женщина обратилась за консультацией именно в такую общественную организацию, а не в миграционную службу, например. «Боюсь, в миграционной службе меня засмеют», — объяснила она, стесняясь своего возраста.
По мнению заместителя Генерального прокурора Константина Чайки, «ситуация с криминальным рынком в Дальневосточном регионе будет продолжать ухудшаться. В целом в настоящее время мы наблюдаем процесс превращения Дальнего Востока в один из новых мировых центров деятельности транснациональной организованной преступности, где будут со временем преобладать наркобизнес, торговля людьми и экономическая преступность. Наша общая задача — всемерно затормозить эту тенденцию во благо государству российскому».