"Мы как раз и бьем во все колокола", - заметил Чайка в ответ на упреки Владимира Овсянникова (фракция ЛДПР), который предложил минюсту призадуматься на этот счет, поскольку "пребывание, даже недолгое, в колонии либо в СИЗО ничего хорошего гражданину просто не даст".
Пессимистичное предположение депутата министр подтвердил, сообщив при этом, что сейчас в заключении находятся около 30 тысяч человек, осужденных за малозначительные преступления. Однако, по словам Юрия Чайки, "минюстом проводится работа по введению в действие новых видов наказания, альтернативных лишению свободы". Уже разработаны законопроекты по новому виду наказания, предполагающему ограничение свободы, но исключающему арест.
Кроме того, как сказал министр, с первого января нынешнего года на территории России действует наказание в виде обязательных работ. И уже более 1100 человек его отбывают.
К своему выступлению Юрий Чайка приобщил статистику. Согласно данным минюста, на сентябрь 2005 года в местах лишения свободы УИС находятся 808 507 человек при лимите 958 628. А в 1999 году заключенных в тюрьмах было больше миллиона.
В первом полугодии 2005 года количество вновь арестованных, поступивших в следственные изоляторы за преступления небольшой и средней тяжести, составило 64 676 человек. Печальная участь эта не миновала ни женщин (5328 осужденных), ни детей (2821). В исправительных колониях, судя по данным за сентябрь 2005 года, перенаселения нет.
В них содержатся 637 079 человек при лимите 786 753. В воспитательных колониях тоже - 14 732 человека при лимите 26 987.
Успехи минюста обнаружились на разных направлениях. Он конструктивно сотрудничал с Европейским комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания. Министерство стало "центральным органом в организации правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам". И совершенствовало оказание юридической помощи российским гражданам, в том числе и бесплатной. Оно пыталось навести порядок в региональном нормотворчестве. И при этом само реформировалось, ни на день не прекращая исполнять свои функции.
Сыграл минюст свою роль и в сокращении политических партий и общественных объединений. На 1 октября 2005 года на учете в Федеральной регистрационной службе состояло 146 892 общественных объединения, а еще в январе было 149 201, политических партий - 37 (43), религиозных организаций - 21 805 (22 144). Но причиной тому не какие-то козни против неугодных, а строгое следование закону. Большинство депутатов это приветствовали. Первый вице-спикер Любовь Слиска ("Единая Россия"), отметив, что минюст стал одним из первых, кто сумел справиться с административной реформой, обратила внимание Юрия Чайки на необходимость прекращения действия общественных организаций, которые возникают к каждому политическому сезону. Другие депутаты, воспользовавшись ситуацией, попросили министра определить, какие партии из прошедших в Госдуму "правильные", а какие нет. Но он не взял на себя такой миссии.
Депутаты жаловались также на немилосердных приставов, некоторые предложили даже провести в связи с этим "маленькую кадровую революцию".
Но Чайка приставов похвалил, сообщив, что доля исполненных судебных решений сейчас составляет 54,5 процента. До введения службы приставов, когда были судебные исполнители, решения судов исполнялись только на 20 процентов.
право |
Российские законы не стали и не станут мягче по отношению к убийцам, террористам и прочим лицам, совершившим особо тяжкие преступления. А вот о
том, что к мелким преступникам нужно применять более мягкие наказания, дабы не доводить их до большего греха, в министерстве юстиции РФ говорят
уже давно.
Как сообщили корреспонденту "РГ" в Федеральной службе исполнения наказаний, сегодня более 60 процентов осужденных приговариваются к альтернативным видам наказаний. В их числе - условное осуждение, отсрочки отбывания наказания, лишение права заниматься определенной деятельностью и другие меры, не предусматривающие решеток и наручников. С этого года в России действует совершенно новый вид наказания: исправительные и обязательные работы. Но все равно суды нередко, словно по старой памяти, норовят засадить человека куда подальше. То есть за решетку. Следователи тоже порой злоупотребляют правом закрыть человека до суда под разными предлогами. А потом после приговора арестанты выходят на волю, поскольку приговариваются либо к условному сроку, либо к обязательным работам.
"Получается, этих людей вовсе не обязательно было направлять в следственный изолятор", - говорят в службе исполнения наказаний.
С будущего года появится еще одна замена тюрьме: ограничение свободы. "Что это за зверь", пояснили "РГ" в Федеральной службе исполнения наказаний: "Мы предлагаем такой вариант этого уголовного наказания: наложение определенных обязанностей или запретов. Например, не выходить на улицу после восьми вечера. Или не приближаться к кому-то или чему-то ближе обусловленного расстояния. Это и есть самое настоящее ограничение свободы. За выполнением условий должны будут следить уголовно-исполнительные инспекции. Предположительно, к данному наказанию могут осуждаться до 40-50 тысяч человек в год. Подобный законопроект уже готовится. Его принятие позволит сэкономить более 20 миллиардов рублей".
Конечно, есть те, кто боится, что преступники ответят черной неблагодарностью на мягкость законов и пойдут воровать и убивать. Однако в службе исполнения наказаний парируют этот довод: тюрьма не делает человека лучше, наоборот, гражданин, попавший туда первый раз, проходит настоящие криминальные университеты и зачастую становится действительно опасным для общества. "Сегодня из тех, кто содержится в колониях, более 60 процентов лиц, осужденных за особо опасные и опасные преступления, - пояснили в службе исполнения наказаний. - Нельзя забывать, что более 30 процентов, где-то 36-38 процентов людей, с напряженной психикой. Это люди, страдающие психическими заболеваниями, отклонениями и так далее. Это люди, не имеющие образования, кто писать-читать не умеет, и мы вынуждены сегодня открывать начальные классы школы; это люди, которые не имеют профессии. Это люди асоциальные. И неформальные отношения вот этих людей, они всегда были и будут, к нашему сожалению". Поэтому мелких нарушителей решено вообще не сажать, а наказывать, воспитывать и перевоспитывать более гуманными методами. Например: метлой и лопатой, или "арестом" в домашних условиях.