Беспорядки произошли в Страсбурге и Лилле - на севере страны, в Дижоне - в центре, Марселе, Авиньоне и Тулузе - на юге. Волнение охватили даже окраинные кварталы Бордо, которые до сих пор считались "спокойными". Особую тревогу властей вызвали инциденты в самом Париже. На этот раз они произошли во французской столице впервые. Впрочем, этого следовало ожидать. Среди бунтующей молодежи уже не раз раздавались призывы "идти на Париж". В столице от взрывов бутылок с зажигательной смесью сгорели 32 машины. Всего же, по уточненным данным французской полиции, в стране сожжено 1295 автомобилей. Полиция арестовала 312 человек.
Министр внутренних дел Франции Николя Саркози грозил задержанным длительными сроками заключения. Однако пока судебные приговоры не столь суровы: 2-3 месяца тюрьмы, да и то зачастую условно. Доказать вину участников беспорядков трудно, тем более что многие из них бесчинствуют в масках. В городе Бобиньи - административном центре департамента Сена Сен-Дени - перед судом предстали 51 человек. Но за то время, когда шел процесс, перед зданием суда неизвестные подожгли 10 машин, принадлежавших судебным чиновникам.
Переброска в "трудные кварталы" дополнительных сил жандармов и спецназовцев, как и применение воздушных патрулей с видеокамерами на борту, не дала результатов. Прозвучало требование: ввести на проблемных территориях чрезвычайное положение. Эту идею, которую озвучил лидер правого Национального фронта Ле Пен, поддержало руководство полиции.
Серьезность положения вынудила Доминика де Вильпена и Николя Саркози забыть, по крайне мере на время, о своем соперничестве в борьбе за пост президента Франции на предстоящих в 2007 году выборах. И создать своего рода "единый фронт".
Многие во Франции считают, что обстановка в стране требует непосредственного вмешательства президента Жака Ширака. Однако пока глава государства ограничился призывом к "успокоению". Ходят слухи, что президент нездоров и поэтому отменил все зарубежные поездки до конца года.
В последние дни на улицах французских городов появились мобильные команды поджигателей. Они возят с собой канистры с бензином. Все чаще происходят нападения на общественные здания. Это дало повод Саркози говорить об организованном характере выступлений.
Комментарий
Олег Бергазов, обозреватель радио "Франс Интернациональ":
"Саркози - в отставку", - такой ответ я получил от группы арабских подростков в парижском пригороде Сен-Дени на вопрос "Чего же вы хотите?"
Ненависть к полиции и к министру внутренних дел Николя Саркози, наверное, единственное общее чувство, которое могут отчетливо выразить молодые французы арабского и негритянского происхождения, уже вторую неделю продолжающие поджигать автомобили и здания государственных учреждений в северных парижских пригородах, а в последние несколько дней - и в других городах Франции.
Министр внутренних дел и вероятный кандидат на президентский пост, конечно же, сторонник жесткой политики в отношении нарушителей порядка. И сегодня, пытаясь урегулировать "кризис предместий", он уже фактически начал предвыборную кампанию. И хотя слова Саркози о том, что нужно "очистить пригороды от отребья с помощью водометов" многим кажутся действительно резковатыми, вряд ли стоит видеть в них основную причину нынешних беспорядков.
Формальным поводом для них послужила смерть двух подростков, испугавшихся полицейских и забравшихся 27 октября в парижском пригороде Клиши су Буа в трансформаторную будку (гнались за ними полицейские или нет - до сих пор неясно). Но действительные причины кризиса кроются в самой проблеме иммиграции в Европу из мусульманских стран. Во Франции были периоды русской, польской, итальянской, португальской иммиграции - все эти иммигранты прекрасно ассимилировались во французском обществе. Сегодняшние же проблемы вызваны массовым приездом низкоквалифицированной рабочей силы из бывших французских колоний в 60-е годы. Селились эти иммигранты в основном компактно - в недорогих муниципальных домах в пригородах французских городов. Со временем эти пригороды превратились в настоящие государства в государстве - со своими неписаными законами, обычаями и "авторитетами". Среди населения этих гетто процент безработицы в 2 - 3 раза выше, чем в среднем по стране, а уровень успеваемости в школах гораздо ниже. Многие представители второго поколения иммигрантов школу не заканчивают вообще, а из своих пригородов выбираются крайне редко. Также редко в эти пригороды заглядывают и посторонние - разве что полиция и редкие социальные работники. Полицейских, кстати, нередко вызывают в эти пригороды под ложными предлогами, а потом забрасывают камнями и бутылками с зажигательной смесью.
Иммигрантские пригороды - центры торговли наркотиками и сбыта краденого. Законы там не действуют, а молодые люди, которые пытаются устроить свою жизнь не так, как принято в той среде, вынуждены уезжать из дома. Все это хорошо известно государственным службам. Но до сих пор, несмотря на многочисленные попытки и еще более многочисленные заявления различных правительств Франции о необходимости нормализовать положение в неблагополучных пригородах, эффективного средства для решения этой проблемы не нашлось. Что делать с молодежью второго поколения мусульманской иммиграции власти, видимо, не знают и сегодня. А молодые люди, которые родились во Франции, но не чувствуют себя ни французами, ни представителями той страны, откуда приехали сюда их родители, не видят возможности выбраться за границы своих закрытых пригородов в иную жизнь. Так что взрывы, подобные нынешнему, - одна из немногих возможностей напомнить о себе, услышать название своего пригорода-государства по телевидению да и просто дать выход накопившейся энергии и желанию самоутвердиться.
Неудивительно, что таким положением могут попытаться воспользоваться и сторонники радикального ислама. Если к началу беспорядков они явно не имели отношения, то играют ли они какую-нибудь роль в координации дальнейших выступлений молодежи, пока неясно. Но ясно другое - "осенняя революция" в парижских пригородах показала, что французская модель интеграции, которая заключалась в слогане "все мы в одинаковой степени французы, несмотря на происхождение", пока оказалась неэффективной.
Кстати
Российское внешнеполитическое ведомство рекомендует россиянам, которые выезжают во Францию или уже находятся в этой стране, проявлять осторожность и строго следовать указаниям местных властей, а также турагентств. Об этом заявил официальный представитель МИДа России Михаил Камынин. По его словам, посольство России во Франции внимательно отслеживает ситуацию и готово в любой момент прийти на помощь соотечественникам.