07.11.2005 01:00
    Поделиться

    Французская критика "запала" на социально-психологическую прозу

    В Париже раздали литературные награды

    Объявление лауреатов нескольких наиболее крупных литературных премий началось 27 октября с награждения лучшего романа Французской академией и продлится до 17 ноября. 3 ноября был назван лауреат самой престижной литературной премии Франции - Гонкуровской (Goncourt).

     

    Гонкуровскую премию этого года вопреки ожиданиям получил Франсуа Вейерган (Francois Weyergans) за роман "Три дня у моей матери". Между тем общепризнанным фаворитом считался другой писатель, чрезвычайно популярный не только во Франции, но и в России, - Мишель Уэльбек (Michel Houellebecq) с его романом "Возможность острова". Уэльбек не только один из самых модных, но и один из самых скандальных европейских писателей. Видимо, скандальность его славы и заставила двух членов гонкуровского жюри решить вопрос в пользу Вейергана, который победил с шестью голосами против четырех.

    Новый гонкуровский лауреат родился в 1941 году в семье француженки и бельгийца. Живет в Париже. Дебютировал в 1973 году. Последний его роман "Франц и Франсуа" вышел в 1997-м и был расценен критикой как подлинный шедевр. О том, что Франсуа Вейерган намерен подарить публике новый шедевр, стало известно еще три года назад, но появление его каждый раз откладывалось. Роман "Три дня у моей матери" вышел за месяц до объявления лауреата премии братьев Гонкур. По этому поводу французская критика шутила, что "Трех дней" ей пришлось ждать три года.

    Очевидно, что с написанием этого романа у Вейергана действительно были серьезные проблемы, и он решился на ход, который может себе позволить только очень известный литератор: написал роман о том, как он не может написать роман. Это вещь о писателе, который никак не может закончить книгу, мучается этим, а потом решает все бросить и уехать к своей старой матери на юг Франции. Но и эта поездка откладывается и откладывается. Главного героя зовут Франсуа Вейерграф, роман, который он пишет, - о писателе по имени Франсуа Граффенберг, который, в свою очередь, мечтает написать книгу о некоем Франсуа Вейертейне. По сути, "Три дня у матери" - это бесконечный самоанализ, отражение самого себя в кривых зеркалах автобиографических героев со слегка измененными именами.

    Любопытно, что присужденная вслед за "Гонкурами" престижная премия "Ренодо" (Renaudot) также отметила автобиографическую прозу. Ее лауреатом стала Нина Бурауи (Nina Bouraoui) за роман "Мои плохие мысли". Роман представляет собой запись бесед с психоаналитиком, которому героиня рассказывает о своих комплексах, связанных с проведенным в Алжире детством и своими лесбийскими наклонностями. Бурауи родилась в 1967 году в Бретани, но первые 14 лет жизни провела в Алжире, на родине матери. Несмотря на молодость, она автор уже восьми романов, получивших самые высокие оценки литературных критиков.

    Торжество социально-психологической прозы в этом французском премиальном сезоне не оставляет никаких сомнений. Первую премию, премию Французской академии за лучший роман, получила Генриетта Елинек (не путать с нобелевским лауреатом прошлого года австрийкой Эльфридой Елинек) за роман "Судьба Юрия Воронина" - о тяготах жизни бедного русского эмигранта в США. По крайней мере Генриетта Елинек пишет прозу не о самой себе.

    Интересно, что и в России, если судить по последним лауреатам премии "Букер", происходят аналогичные процессы. Победителями русского "Букера" последних лет стали романы Владимира Маканина "Андерграунд, или Герой нашего времени", русскоязычного испанца Рубена Давида Гонсалеса Гальего "Белое на черном" и Олега Павлова "Карагандинские девятины". Все эти вещи носят отчетливый автобиографический характер. Маканин представляет возможную версию собственной писательской судьбы, Гальего рассказывает об ужасах, испытанных им в советских детских приютах, а Павлов повествует о своем тяжелом армейском прошлом. Исповедально-биографическая проза становится общим знаком литературной эпохи.

    В этих условиях причудливые фантазии Мишеля Уэльбека с его фантастическим романом о трагическом будущем Земли, населенной клонами-"нелюдями", выпадает не только из премиального контекста. Первоначальный тираж его новой книги, вышедшей в конце августа, составлял 200 тысяч и был мгновенно раскуплен. Однако затем кривая популярности романа стала резко падать, поэтому издатели уповали на Гонкуровскую премию, которая неизменно подстегивает тиражи. Но Уэльбек не только не удостоился "Гонкуров", но и был заранее исключен из списка финалистов премии "Ренодо". Российская пресса уже окрестила последний роман Уэльбека прозой в духе Владимира Сорокина. Известно, что Сорокин, будучи очень модным писателем, не получил ни одной из известных российских литературных премий.

    Кроме названных победителей, во Франции объявлены и еще будут объявлены имена лауреатов крупных премий: "Медичи" (Medicis), "Фемина" (Femina), "Интералье" (Interallie) и других.

    Поделиться