- Если говорить о современной музыке в целом, то у нас практически нет никакой музыки. Есть набор банальных звуковых последовательностей - вот что представляет собой то, что называют музыкой. Я считаю, что ее клонирование во многом зависит от политики СМИ, в основном телевизионных и на радио. Политика эта заключается в том, что, чем примитивнее, проще и на слуху, тем лучше. От этого зависима потребность слушателей. Получается, какая музыка, такой и слушатель. Те, кто распространяет музыку, в первую очередь создают и слушателя. Кто они? Редакторы радиотелеканалов с их вкусом? Может быть, некоторые властные структуры? Кто в этом принимает участие, мне судить трудно. Но то, что подобная деятельность происходит, - это без всякого сомнения. С умыслом или без - это уже даже не важно. Через средства влияния - телевидение, радио - происходит оболванивание населения. А когда нужный им слушатель их же усилиями создан, они получают от него эстетический заказ.
Конечно, люди, которые предпочитают "Битлз" или классическую музыку, еще остались. Обычно это те, кто находится вне поля телевизионного воздействия. Но основная масса людей находится под этим давлением, а так как они не являются такими уж знатоками в области музыки, они воспринимают то, что им легче всего воспринять. То, что им дают. Но СМИ не помогают им развиваться, люди предоставлены сами себе.
Вам нравится клонированная музыка?
Эдмунд Шклярский, лидер группы "Пикник":
- В этом явлении нет ничего нового. Я помню, когда в 1970-х на "вражеском" радио появлялся какой-либо хит, входивший в чарты тех времен, сразу же возникало несколько двойников, тройников, которым, безусловно, полностью не удавалось повторить модную группу, но которые стремились пойти по тому же пути. Это могло выражаться во всем - вплоть до причесок и финального аккорда. Как правило, уже второй идущий след в след не достигает желаемых результатов. Так или иначе клоны нежизнеспособны, поскольку быстро становятся неинтересными слушателю. Хотя и среди этих музыкантов может оказаться команда с интересным музыкальным видением, вокалом или аранжировкой.
Алексей Глызин, музыкант:
- Я думаю, что это ведет к деградации в музыке. Нельзя же иметь десяток Стингов - каждый человек индивидуален. Даже на "фабриках" исполнителей появляются какие-то яркие единицы, но в основном это все мне напоминает процесс печения блинчиков. Раз, перевернул, поджарился. А потом все это съедается и выводится из организма. Для людей молодых это очень пагубно. У нас извращенное понятие о шоу-бизнесе. На Западе ищут яркую индивидуальность. Процесс зарабатывания денег происходит грамотно, защищаются права артиста. А у нас, заработав на исполнителе, выбрасывают его на помойку. Моментально появляется масса клонов, все ездят под одну фанеру. Личностей крайне мало. Вот, скажем, Макаревич - его сразу узнаешь из тысячи. Юра Шевчук. Таких единицы. А в основном это засилье похожих группок, солисток, солистов. Перспектива очень мрачная.
Александр Иванов, музыкант:
Если мы говорим о настоящем творчестве, а не о раскрученном шоу-бизнесе, то, по моему мнению, музыка должна в первую очередь приносить людям радость. Когда человек что-то изобретает, он несет некую новую мысль, идею людям. Это касается и музыкальных идей. А какой смысл все время продолжать одну и ту же нескончаемую песню ни о чем, которая уже давно превратилась в занудство? Можно по камушку-самородку отщипывать от этой бесконечной песни, фиксируясь на каких-то интересных словах, ритмических ходах, развивая и выводя какие-то музыкальные моменты на новый уровень. Но ни в коем случае не повторять одно и то же. Так что клонирование известных образцов - не лучший путь для начинающего исполнителя. Привести к настоящему успеху могут только творческие амбиции, желание сделать что-то свое, непохожее на других. А для этого необходимо творить сердцем, а не подслушивая, что делается более раскрученными музыкантами рядом с тобой.