07.11.2005 01:00
    Поделиться

    Алла Сурикова cправила юбилей

    "Когда меня спрашивают, сделаю ли я однажды серьезное кино, отвечаю: не дождетесь!" - заявила она в интервью, которое дала мне несколько лет назад, и до сих пор не нарушила слово. Уже много комедиографов свернули с этой тропы - кто стал сардоничным, кто саркастичным, кто навсегда грустным. А Сурикова улыбается. И с экрана, и при встрече на улице - будто не человек, а солнечный луч проскочил между вечных российских туч. От самого существования таких людей на душе хорошо.

    Она начинала как лингвист. От этой ее любви к глаголу осталась написанная ею книга с названием, конечно же, про светлое: "Любовь со второго взгляда".

    Со второго - это сильно. Это зорко. То есть в Сурикову, если повезет ее встретить, влюбляешься с первого взгляда и навсегда. Но в фильмы ее - чаще всего со второго. Это признак, между прочим, всякого настоящего искусства - его пласты обнаруживаешь, приглядевшись. И чем больше приглядываешься, тем больше обнаруживаешь. Эта любовь, как у Феллини, - со второго взгляда и навсегда.

    К тому же и сама Алла Сурикова в кино влюбилась только со второго взгляда, а первая ее любовь все равно лингвистика. Не случайно в ее картинах все говорят хорошим и разнообразным языком, что тоже феноменально.

    В книге Алла Сурикова частично открывает секрет своей природной солнечности. "Я родилась 6 ноября в полдень", - уточняет она. То есть при полном свете. Рожденный в полдень мрачнеть не может, сказал бы по этому поводу другой классик.

    Киевлянка по рождению, москвичка по духу, она человек абсолютно городской, но совершенно природный. Как птица или кто-нибудь из семейства кошачьих. Она летает сама по себе, в самой себе воплощая собственную вселенную и приобщая к ней всех, знакомых и незнакомых, через свое кино. Я не могу себе представить Сурикову злую. Или врущую. Или интригующую. Ее первая и последняя интрига - все та же ее улыбка, перед которой нельзя устоять ни директору студии, ни продюсеру, ни зрителю, ни газетному критику.

    Когда Андрей Миронов выдает свой упоительный музыкальный номер в ее фильме "Человек с бульвара Капуцинов", всем ясно, что она не только комедиограф, но и потенциальный мастер еще не снятого мюзикла. Когда Владимир Ильин рвется из родных пенатов в заграничную тюрьму, мы понимаем, что в авторе фильма скопилось много горечи и она могла бы снимать драму. Но "не дождетесь".

    Кроме фильмов, она успевает учить студентов на своем режиссерском курсе и организовывать кинофестивали, опять же посвященные улыбке и ее месту в кино и нашей жизни. "Умную драму можно сымитировать - с комедией это невозможно", - сказала она в том же интервью. Поэтому и занимается самым трудным и самым нужным людям делом.

    Напоминать ее фильмы нет нужды - их постоянно ставят в программы телевидения, возможно, для того, чтобы поддержать в нас остатки человечности. В этих фильмах Алла Сурикова в любую погоду рассказывает о любви, и эта любовь, как у Чаплина, прежде всего адресована "Детям понедельника", людям "Чокнутым", пусть и погрязшим в "Суете сует". Но и у них, она верит, непременно будут свои "Московские каникулы", свои "Две стрелы", пронзающие сердца влюбленных, и к каждому бедолаге придет однажды тот единственный для каждого человек, который от чистой души и по велению сердца скажет: "Искренне ваш..."

    Поделиться