То есть правительство Петербурга ищет девелопера. Причем его ставят в достаточно жесткие рамки. Обычно инвестор предлагает целевое назначение объекта и разрабатывает его. В этот раз город говорит, что ему нужно. А девелопер должен будет рассчитать экономику, найти финансирование и создать окупаемый, но — и это особо подчеркивается — культурный проект.
Впервые в России в частные руки отдается такой уникальный архитектурный ансамбль. Он задумывался как точная копия развалин Рима. Петр I видел в этом квартале возможность внедрения в России рационального быта Европы — Голландии. На клочке земли должны были поместиться фабрики, заводы, склады, развлекательные заведения, церкви. Но каждый монарх после Петра I видел в этом острове символ Петербурга. Проекты о его реконструкции обсуждались уже не раз. Но за триста лет существования Новой Голландии — остров в Адмиралтейском районе, превратился в искусственный атолл, а озеро, выкопанное посередине, превратили в испытательный бассейн для судов, сходивших с верфей. Позже там построили тюрьму. В XX веке там появились мастерские, радиостанция и склады ВМФ.
Владеют памятниками архитектуры и городские, и федеральные власти. По планам будут снесены все объекты, не представляющие исторической ценности. Три корпуса лесных складов, тюремную башню, кузницу, ковш, два канала, ценные породы деревьев, растущие на острове, а также — особую достопримечательность — бобра, поселившегося в Крюковом канале, чиновники обещают не трогать. Внешние параметры архитектурных шедевров изменять запрещено. Они по-прежнему будут находиться в собственности городских и федеральных властей. А вот инвестор, выигравший конкурс, получит эти строения в аренду на увеличенный срок — на 99 лет.
Инвестиционный договор написан так, чтобы основные пункты, касающиеся сохранности памятников, не звучали двояко. Поэтому девелоперы еще до начала торгов будут четко знать, на что они имеют право, а на что ни при каких условиях не имеют. Например, сделать мансарды, пробить окна там, где не положено. Также при реконструкции будет действовать высотный регламент в 23,5 метра. Для ремонта кровли разрешено использовать только металл, но не металлочерепицу.
Из-за уникальности проекта в конкурсной комиссии присутствуют не только чиновники и архитекторы, но и представители культуры. Такие, как художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, топ-менеджеры, сделавшие Эрмитаж и Мариинский театр известными на весь мир. Также должна прогреметь и новая Новая Голландия. Поэтому уже сейчас рекламные ролики с приглашением на участие в конкурсе крутятся по каналам не только Европы и Америки, но и Ближнего Востока. Основные цели будущих инвестиций — развитие территории острова как части историко-культурного центра Северной столицы, создание комплекса с оригинальным архитектурным решением, обустройство инженерной инфраструктуры, стимулирование деловой активности на острове и примыкающих к нему микрорайонов, повышение доступности Новой Голландии для горожан и гостей города. А в итоге — превращение забытого острова в одну из основных городских достопримечательностей.
Совокупная площадь земельных участков составляет 72 121 квадратных метра, совокупная площадь всех зданий составляет 74 803,2 квадратных метра, из них 62 614,7 принадлежит Российской Федерации, 12 188,5 — Петербургу. Это все, что есть у инвестора. После окончания строительства все объекты недвижимости, кроме инженерной инфраструктуры и объектов культурного наследия, включающих в себя построенный Дворец фестивалей, передаются в собственность победителя конкурса. Минимальная сумма инвестиций — 300 миллионов долларов.
Конечно, как у любого претенциозного проекта, у Новой Голландии есть противники. И противодействие ему будет ощущаться на протяжении всех семи лет, определенных как срок реализации инвестиционного проекта.
Вопросов, которые беспокоят общественность много. Основной — не потеряют ли петербуржцы Новую Голландию, второй — сможет ли город заставить инвестора выдержать культурную направленность объекта, не превратится ли Новая Голландия в трущобы Амстердама, ведь проституция и наркотики окупят проект намного быстрее, чем фестивали. На первый вопрос, заданный корреспондентом «РГ», Валерий Гергиев ответил не раздумывая и однозначно — город сделает все, чтобы Новая Голландия не потеряла свою архитектурную самобытность и очарование. Он согласился, что проблемы будут, и их будет много. Ведь есть разница между рестораном и рестораном, между гостиницей и гостиницей. Эту разницу должны почувствовать все. Новая Голландия не должна стать местом для разгула богатых слоев населения. Она должна стать местом для культурного и делового семейного отдыха. И сейчас каждому претенденту, а заявки на участие в торгах уже есть, подробно разъясняется, что окупаться проект должен только за счет инфраструктуры, обрамляющей Дворец фестивалей и другие культурно-развлекательные объекты.
Как будет выглядеть проект, мы узнаем 14 февраля, когда в Смольном состоится подведение итогов конкурса.