Финансовое оздоровление
В 2002 году был принят Закон о финансовом оздоровлении сельхозорганизаций (СХО), в итоге формально финансовое состояние села улучшилось. С 2002 по 2005 годы резко возрос удельный вес финансово благополучных хозяйств и сократилась доля нежизнеспособных. Если в 2002 году кредиторская задолженность СХО превышала выручку от реализации (101,6 процента), то в 2004 году соотношение изменилось ( 87 процентов). Прибыль сельхозструктур за это время возросла с 0,6 милиарда рублей до 41,8 миллиарда.
Таким результатам можно было бы рукоплескать, если бы не одно "но". Резкое сокращение удельного веса финансово неблагополучных СХО (4-й и 5-й групп) происходило не благодаря восстановлению их платежеспособности, а путем банкротств. На начало 2001 года крупных и средних предприятий в России насчитывалось 27,8 тысячи, а на начало нынешнего -уже 20,7 тысячи.
Высокая прибыль тоже в значительной мере не является следствием роста объемов продаж и снижения затрат. В 2004 году с сельскохозяйственных предприятий по Указу президента РФ были списаны пени и штрафы по государственным долгам на сумму около 25 миллиардов рублей. Списанные долги в соответствии с инструкциями бухгалтеров увеличивают прибыль. По этой причине рост процента прибыльных хозяйств - в основном результат бухгалтерских операций.
Возрастание роли крупнейших товаропроизводителей
На сельскохозяйственные организации, включенные в клуб "Агро-300", и отраслевые клубы с каждым годом приходится все большая доля валовой и товарной продукции. Так, структуры клуба "Агро-300" в первом рейтинге (1995-1997гг.) обеспечивали 14 процентов товарной продукции крупных и средних СХО, а в последнем (2002-2004гг.) - уже 21 процент.
На 100 хозяйств отраслевых клубов в последнем рейтинге приходится более 50 процентов товарных яиц и бройлеров, более 40 процентов - овощей и свинины, треть - картофеля, почти четверть - сахарной свеклы.
В лидерах клубов - в основном крупнейшие агрофирмы, 20 из них в 2004 году перешагнули миллиардный рубеж по выручке.
И все же кто кормит Россию? Исключительно гиганты? У многих чиновников, как и в обществе в целом, сложилось мнение, что именно крупнейшие производители играют решающую роль в снабжении страны продовольствием, поэтому прежде всего надо заботиться об их развитиии.
Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев политику последних лет охарактеризовал так: "Курс на крупнотоварное производство был взят, и мы постарались поставить этот вопрос и политически, и административно. В результате сегодня в России действует около 40-50 крупных агрохолдингов, имеющих в своем распоряжении от 40 до 200 тыс. га земли" ("Крестьянские ведомости", 03.02.2005 г.).
Возможно, что наши рейтинги тоже способствовали возникновению такого представления о крупнейших товаропроизводителях, хотя мы всегда говорили о возрастании роли крупнейших структур среди всех СХО. Если же рассматривать "вес" отраслевых клубов в валовом производстве каждого вида продукции, то по большинству из них он незначителен и в динамике не претерпел существенных изменений. Только по яйцу и мясу птицы доля отраслевых клубов в валовом производстве всех категорий хозяйств действительно велика.
О чем это говорит? Возрастание доли клубных хозяйств в валовом и товарном производстве крупных и средних СХО - это результат быстрого развития клубных хозяйств, с одной стороны, и деградации значительной части остальных, с другой. Кроме сокращения числа крупных и средних СХО, о чем уже было сказано, уменьшаются площади их сельхозугодий (с 218 миллионов гектаров в 1990 году до 104 миллионов в 2003-м), численность занятых (с 9,2 миллиона человек до 3,3 миллиона), поголовье коров (за последние два года - на 20 процентов), падает их эффективность.
Провалы крупного бизнеса
Есть отрасли сельского хозяйства, в которых крупный бизнес развивается успешно: птицеводство, свиноводство, овощеводство закрытого грунта. Некоторые отрасли без малых форм бизнеса в принципе развиваться не могут. Например, скотоводство. Оно наименее пригодно для развития в коллективных хозяйствах. Вспомним годы коллективизации: коров крестьяне сдавали, но в коллективных хозяйствах они погибали.
В период рыночных реформ основное поголовье крупного скота опять оказалось в частном секторе. Удержать коров в колхозно-кооперативном секторе не удалось, хотя очень многие руководители хозяйств и чиновники разных рангов пытались это сделать. Крупное частное скотоводство также не получило должного развития ввиду неконкурентоспособности с импортным мясом. И от хозяйств с тысячными стадами Россия перешла к хозяйствам с одной коровой, то есть к более мелким, чем было 100 лет назад. Эффективная система организации скотоводства в рыночных условиях в России пока не найдена.
В президентской национальной программе по АПК решить эту проблему предлагается через строительство животноводческих комплексов. Прямо скажем, странное решение. В стране тысячи таких комплексов и крупных ферм. Они пустуют, разваливаются. Начинать надо с поддержки фермеров-скотоводов. На огромных просторах России их должно быть сотни тысяч. Используя естественные сенокосы и пастбища только они могут вырастить мясных коров и телят. Для откорма молодняка вполне достаточно существующих комплексов и ферм. И только спустя много лет, когда поголовье превысит дореформенное, понадобится новое широкомасштабное строительство.
По договорам контрактации
Отдельное семейное фермерское хозяйство не в состоянии обеспечить поток стандартной продукции на рынок. Для этого нужно объединить усилия многих фермеров.
Фермеры могут создать свой снабженческо-сбытовой кооператив и возложить на него функции по реализации продукции, ее переработке, снабжению ресурсами, предоставлению консультаций и т.д. Очень часто фермерские кооперативы в странах с рыночной экономикой являются крупнейшими компаниями. В России кооперация сельхозпроизводителей не получила должного развития. Фактически эту работу надо начинать с нуля.
Малый сельскохозяйственный бизнес может взаимодействовать с крупными агропромышленными фирмами и холдингами на основе договоров контрактации. В странах с рыночной экономикой такое взаимодействие широко распространено. Применение контрактного сельского хозяйства обеспечивает агрохолдингам возможность перенести на партнеров часть затрат, связанных с дополнительными инвестициями на строительство зданий и сооружений, приобретести оборудование, решить экологические проблемы.
В России система контрактных отношений между крупными агропромышленными компаниями и производителями сельскохозяйственной продукции также получает постепенное распространение. Крупные молочные компании работают с производителями молока именно по контрактам. Делаются первые шаги по переводу на контрактную систему свиноводческих и птицеводческих компаний.
Третий вариант взаимодействия крупных компаний и сельхозпроизводителей - это создание агрохолдингов и агрофирм, включающих в свой состав торговлю, переработку и сельское хозяйство. При этом крестьяне становятся наемными работниками, очень часто лишаются земли и других средств производства. Идеологи этого направления полагают, что в России со временем останется несколько десятков агрохолдингов, которые и будут обеспечивать страну продовольствием. Однако в условиях рыночной экономики, при соблюдении гражданских прав и свобод крестьян, обеспечить эффективность ферм с сотнями, а тем более тысячами наемных работников крайне сложно.
Повторимся: сельское хозяйство - это сфера малого бизнеса. Такова закономерность, которая наблюдается во многих странах. И нет никаких оснований полагать, что она не будет соблюдаться в России. Но малый сельскохозяйственный бизнес нуждается во взаимодействии с крупным агропромышленным бизнесом на основе кооперации или контрактации. И только в результате этого взаимодействия может быть обеспечена высокая эффективность АПК.