09.11.2005 00:40
    Поделиться

    В Москве прошел вечер памяти чеченского писателя Абузара Айдамирова

    В Чечне Айдамиров еще при жизни стал классиком. Его авторитет в республике непререкаем. Его первый роман «Долгие ночи» о русско-кавказской войне вышел в 1972 году и долгое время был под негласным запретом. На русский язык он был переведен только в середине девяностых. Но все эти десятилетия несколько поколений чеченцев учились читать в школах на произведениях великого чеченца.

    Недаром в Москву на вечер его памяти приехал весь цвет чеченской интеллигенции. Вечер стал итогом трехлетней работы Фонда гуманитарных исследований и Центра российского исламского наследия по переводу на русский язык полного собрания сочинений Айдамирова. На вечере были показаны и кадры из документального фильма Артема Иутенкова «Выжженная земля» — единственного фильма с участием Абузара, где он произносит свои самые главные слова: «Два самых несчастных народа на земле — русские и чеченцы, которые на протяжении всей истории вместе терпят гнет и унижения».

    Гражданскую позицию писателя, которую он отстаивал всю жизнь, не простили ему лидеры сепаратизма и религиозного экстремизма.

    И очень символично, что на вечере в Москве на сцене появилась Зарган Эпендиева. Ее на кресле-каталке молодые чеченцы подняли на сцену. Весь зал встал и стоя слушал историю о пожилой горянке, которая в ноябре 2000 года спасла от смерти офицера Александра Чигаркина. Эта мужественная женщина оказалась на рынке в Шали, когда из подъехавшей машины выбежали боевики и открыли стрельбу по группе федералов, покупавших продукты. Зарган вместе со всеми женщинами кинулась прочь, но вспомнила, что там осталась ее соседка, мать пятерых детей. Она повернулась и увидела, как ей навстречу, ковыляя, бежит русский офицер, на которого один из нападавших уже навел автомат. Офицер кричал: «Мать, помоги мне». Чеченка, не раздумывая, закрыла военного своим телом. Боевик приказал ей отойти, но та ответила, что не сделает этого, потому что он попросил у нее помощи. Тогда боевик выстрелил в женщину и уехал. Когда Зарган очнулась, офицер тряс ее, звал на помощь остальных и кричал: «Мать, очнись, ты не должна умирать». А она в бреду повторяла: «Меня ударила молния, отойдите, она может ударить и вас».

    Теперь Зарган навсегда прикована к инвалидному креслу, но ни благодарности, ни помощи от государства не дождалась. Ей помогают только общественные организации и Ассоциация женщин Чечни, которой руководит дочь Абузара Айдамирова — Маша, которая тоже выступала на вечере памяти отца.

    Пока в зале звучал рассказ о подвиге Зарган Эпендиевой, она сидела  в кресле на фоне огромного плаката, с которого строго и печально смотрел Абузар. А зал аплодировал стоя.  

    Поделиться