— Как средства будут распределены по регионам, говорить пока рано, — подчеркнул Пуликовский, — необходимо дождаться принятия федерального бюджета в третьем чтении. Деньги, в основном, будут вложены в развитие инфраструктуры дальневосточных субъектов.
Разговор о проблемах и перспективах регионов Дальнего Востока шел и на заседании совета губернаторов. Встреча руководителей субъектов проходила за закрытыми дверями. Журналистам разрешили присутствовать в зале не более пяти минут. То, о чем говорили полпред и губернаторы, стало известно из материалов пресс-службы Пуликовского.
Полпредство привело некоторые цифры социально-экономического развития территорий. Небольшой спад промышленного производства наблюдается в Республике Саха (Якутия), Хабаровском крае, Камчатской и Амурской областях, Корякском АО. Сложно на Дальнем Востоке с обеспечением продовольственной безопасности. По сравнению с 90-и годами на 75 процентов сократилось производство зерна, на 70 — мяса, на 50 — яиц и молока.
По информации полпредства, на совещании также рассматривались проблемы реализации национальных проектов, объявленных президентом, развитии АПК региона.
На пресс-конференции, организованной после совещания, Константин Пуликовский рассказал об обсуждаемых вопросах более подробно. Говоря о готовности регионов к реализации реформы местного самоуправления, он заявил, что проблем в округе нет. Однако с 1 января 2006 года по новому закону начнет работать только Амурская область.— Почти все субъекты к реализации подошли серьезно — готовность примерно 90-95 процентов, — отметил полпред. — Но пока существует ряд проблем, с которыми сами мы не справимся. Например, межбюджетные и имущественные отношения. На их решение у регионов уйдет год-два. Считаю, самое главное — во всех регионах проведены выборы в органы местного самоуправления, исполнительной и законодательной власти. Задел сделан.
На совете обсуждался и один из важнейших для жизнедеятельности округа вопросов — прохождение отопительного сезона.
На Дальнем Востоке предприятия топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства начали отопительный сезон практически во всех населенных пунктах в соответствии с установленными сроками. Теплоснабжением обеспечены сто процентов жилищного фонда, работают все котельные, тепловые сети, центральные тепловые пункты, готовность резервных источников питания обеспечена на 98,7 процента.
В то же время в Приморском и Хабаровских краях, Магаданской области имеют место отдельные сбои в теплоснабжении жилых массивов районов. По-прежнему из-за недофинансирования и недостатка оборотных средств многие предприятия ЖКХ находятся в предбанкротном состоянии (702 из 1167 предприятий, или 60 процентов). В наиболее тяжелом финансовом положении функционируют предприятия ЖКХ Камчатской области (задолженность 10 миллиардов рублей), Амурской области (3,6 миллиарда рублей), Хабаровского края (6,3 миллиарда рублей), Приморского края (5,4 миллиарда рублей). Усугубила финансовое положение предприятий Дальнего Востока возросшая с начала года цена на топливо (от 40 до 80 процентов). Общей проблемой всех регионов округа является значительный износ основных фондов.
С сентября текущего года по январь 2006 года в соответствии с распоряжением полномочного представителя президента России в Дальневосточном федеральном округе проводится проверка обоснованности цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги в дальневосточных субъектах Российской Федерации. Порядок формирования и утверждения тарифов в субъектах округа в целом соответствует законодательству Российской Федерации. Но по информации Пуликовского, есть некоторое завышение в Амурской области, Хабаровском и Приморском краях. Окончательные итоги проверки будут подведены в январе 2006 года.
По мнению полпреда, на совещании принято важное для регионов решение — для расчета тарифов на ЖКХ необходимо привлекать независимые аудиторские компании. Только в том случае не будет никаких споров. Сегодня в округе проходит проверка обоснованности тарифов.
Александр Левинталь,
Заместитель председателя правительства Хабаровского края:
— У страны есть дополнительный доход, и немалый, и в то же время регионы трещат от возросших коммунальных тарифов. Мы попросили, чтобы законодательные думы дали разрешение потратить сверх утвержденного бюджета. В принципе идея была поддержана, чтобы к концу года нам компенсировать дополнительные затраты бюджета. Либо придется перекладывать их опять на плечи населения, которое и так сгибается под тяжестью тарифов, иначе мы погубим ЖКХ. Это разовый ход — решение конкретной проблемы бюджета.
Я предложил разработать комплекс мер по регулированию цен на топливо. Сейчас уровень оплаты электроэнергии регулируется РЭКами и цены на топливо не регулируются. За счет неуправляемых цен на нефть и топочный мазут тарифы выросли до неподъемных размеров, поэтому нужен разумный механизм регулирования — с помощью антимонопольного ведомства и министерства энергетики.
Говорят, в повышении цен на услуги ЖКХ виноваты губернаторы, а куда им деваться? Разорять коммунальное хозяйство. Премьер уверенно сказал, что знает, где искать резервы, но я не думаю, что в бюджете ЕАО, которое на 82 процента дотируется из федеральной казны, существуют какие-то резервы. Говорить о резервах дотационного бюджета странно. В Якутии есть регионы, где нужно отапливать дома 365 дней в году без перерыва. Методика минфина РФ уравнивания бюджетной обеспеченности в полной мере не учитывает удорожания энергетики, «северность» учитывает относительно, в среднем. Но северный завоз и компенсация тарифов на электроэнергию — это совсем другое, и то, что их убрали из межбюджетных отношений, — вред для Дальнего Востока.
Иван Малахов,
губернатор Сахалинской области:
— Проблемы у дальневосточников практически одинаковые, и мы оказались при едином мнении — Дальневосточный регион не похож на среднюю Россию. Здесь проблемы не только отдаленности, у нас стоит обязательная задача закрепления людей на территориях. На прошедшем в Хабаровске международном экономическом конгрессе губернаторы обижались, что никого не было из высшего руководства страны, и вот, наконец, в Благовещенске с помощью дальневосточного полпреда мы услышаны, проблемы озвучены и, надо полагать, поняты. Будем ждать теперь практических шагов.
Николай Дудов,
губернатор Магаданской области:
— Нам удалось доказать, что наши проблемы существуют и для их решения нужен механизм. Существующий фонд финансовой поддержки регионов хорош, но в нем не учтены затраты, связанные с проведением северного завоза, и особенности дальневосточных территорий. Этот фонд не растет, а затраты, связанные с подготовкой к зиме, неизмеримо растут. Для Магаданской области, например, с начала текущего года цены на мазут выросли на 36 процентов. Представляете, какие дополнительные средства необходимо привлечь? Только на разницу в цене за счет удорожания мазута образовался дефицит более трехсот миллионов рублей, подобное получилось впервые. К сожалению, чиновники среднего звена абсолютно далеки от проблем дальневосточных. Да, капитальные вложения есть и строительство осуществляется, но мы же обсуждаем конкретные проблемы отопительного сезона. Каждый из дальневосточных субъектов наращивает свой экономический потенциал и собственные доходы, но никакие трансферты не покроют нынешних затрат.