К моменту подписания закона президентом и вступления в силу поправок процесс подготовки референдума по объединению Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа был в самом разгаре: региональные парламенты приняли обращение глав Иркутской области и УОБАО к президенту РФ, а регистрация инициативных групп намечалась на 9 ноября в Приангарье, и на 10 ноября - в округе.
Однако в соответствии с принятыми изменениями процесс пришлось приостановить. По новой версии закона, инициаторами проведения референдумов по образованию нового субъекта теперь являются губернаторы регионов, а вовсе не инициативные группы. Больше того, вопрос о создании нового субъекта РФ подлежит вынесению на референдум только после того, как объединительную инициативу регионов одобрит президент РФ. Ни в Иркутской области, ни в УОБАО ничего не известно о том, подписал ли уже президент обращение Александра Тишанина и Валерия Малеева об объединении.
Сейчас в областной избирательной комиссии нет единого представления о том, каким образом действовать в сложившейся ситуации. Как отметила секретарь Областной избирательной комиссии Людмила Шавенкова, "этот вопрос требует тщательной юридической проработки". При этом затягивать процесс нет никакой возможности: референдум назначен на 16 апреля 2006 года.
Как сообщили в облизбиркоме, там рассматриваются три сценария развития событий: провести референдум в соответствии с прежней редакцией закона, "не сворачивая с намеченного пути", либо продолжить объединение по новому закону, либо выбрать компромиссный вариант - зарегистрировать инициативные группы по старому закону, а референдум проводить по новому. "На этот счет есть разные мнения, - признала Людмила Шавенкова, - но мы должны действовать в точном соответствии с законом. Именно поэтому необходимо проконсультироваться в Центризбиркоме".
С точки зрения члена облизбиркома Вячеслава Плахотнюка, сейчас нецелесообразно прерывать процедуру организации референдума, уже начатую инициативными группами. Он напомнил, что они приступили к официальным действиям до внесения поправок в федеральный закон. "Если бы мы не стояли сейчас посредине процедуры, можно было бы все начать сначала", - заметил адвокат.
Заведующий кафедрой конституционного права Иркутского госуниверситета Сергей Шишкин считает, что власти области и округа должны действовать по тому сценарию, который был принят ранее. "У нас уже начался процесс, уже определена дата референдума",- напомнил он, подчеркнув, что отказ от ранее принятой программы можно оспорить "с правовой точки зрения", поскольку закон не имеет обратной силы.
Окончательное решение о регистрации инициативных групп будет принято 9 ноября после завершения консультаций со столичными коллегами, сообщили в облизбиркоме.
Прочие нововведения не вызывают пока бурных дискуссий в объединяющихся субъектах. Так, например, губернатор, депутаты, государственные и муниципальные служащие теперь могут принимать участие в агитации, но без использования преимуществ должностного положения. Правда, как отметил Вячеслав Плахотнюк, применение понятия "преимущество должностного положения" вызывает множество споров при оценке конкретных действий чиновников.
Кроме того, среди нововведений возможность повторного голосования на референдуме в случае, если в одном из заинтересованных регионов он будет признан не состоявшимся или результаты объявят недействительными, а в другом избиратели одобрят идею объединения. При этом повторное голосование должно быть проведено не позднее, чем через 45 дней после признания региональной избирательной комиссией референдума не состоявшимся. В этот период инициаторы референдума могут проводить дополнительные мероприятия, в том числе агитационного характера, направленные на повышение явки избирателей.