Тут же начали сравнивать возможные последствия новой глобальной пандемии со знаменитой «испанкой», которая в 1918-1919 годах стала причиной смерти около 50 миллионов человек. К тому же уже сегодня птичий грипп наносит значительные экономические потери, а это, в свою очередь, чревато дестабилизацией социальной обстановки, особенно в менее развитых странах. Но все же главная опасность вируса, «ответственного» за это заболевание, - его способность мутировать. В случае обретения вирусом способности передаваться от человека к человеку он может стать серьезной угрозой для здоровья и жизни людей.
Пока этого не произошло. Заболевания с летальным исходом регистрируются крайне редко и только в результате прямого контакта с больной птицей. И все же пандемия с каждым новым выявленным очагом вирусной инфекции становится все более реальной. А значит, необходимы немедленные ответные действия, причем в мировом масштабе.
В начале прошлого века у людей не было возможности бороться с эпидемией - вирус гриппа был открыт и изучен лишь в 30-е годы. Сегодня ситуация другая. Уже существуют первые вакцины от нового штамма гриппа, наращивается их производство. Страны разрабатывают национальные стратегии на случай эпидемии, принимают меры для снижения риска попадания вируса извне. При этом среди политиков, врачей и дипломатов все отчетливее формируется понимание того, что по-настоящему успешно противостоять смертоносной болезни можно лишь максимально объединив усилия на всех ключевых направлениях.
Россия еще в 2004 году стала соавтором Резолюции № 59/27 на 59-й сессии Генассамблеи ООН, в которой выражалась озабоченность вспышкой птичьего гриппа. А также содержались конкретные рекомендации государствам - членам ООН и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по взаимодействию, включая обмен информацией и опытом, для противодействия птичьему гриппу. Мы также поддержали принятые в развитие резолюции соответствующие решения Всемирной ассамблеи здравоохранения, исходя из того, что международное сотрудничество против птичьего гриппа должно осуществляться при непосредственном лидерстве и укреплении координирующей роли ВОЗ.
Очевидно, что профильным организациям системы ООН должна принадлежать роль выработки стратегии общих действий глобального охвата, если хотите, своеобразной «дорожной карты» против гриппа птиц. Это позволит избежать дублирования усилий на различных «этажах» международного взаимодействия, сосредоточить ресурсы на выполнении насущных задач.
Россия поддержала создание Международного партнерства по борьбе с птичьим и пандемическим гриппом и с самого начала вошла в число его соучредителей. Мы готовы принимать активное участие в становлении этого партнерства, определении направлений предстоящей работы. В целом мы разделяем его основные принципы, хотя и считаем, что они нуждаются в доработке с тем, чтобы учитывать специфику национального законодательства стран.
Проблема гриппа птиц является особо актуальной для нашего государства, учитывая вспышку данной инфекции в июле-августе 2005 года в нескольких субъектах Федерации. Убежден, что Россия способна играть лидирующую роль в глобальных усилиях по борьбе с птичьим гриппом с учетом нашего научного и практического опыта.
Видимо, целесообразно создание глобальной системы эпидемиологического надзора за заболеваемостью гриппом и циркуляцией вирусов в окружающей среде. При этом важно выработать единые стандарты для стран, участвующих в эпидемиологическом надзоре в рамках ВОЗ. Как нам кажется, и здесь накопленный Российской Федерацией опыт очень бы пригодился.
Крайне важно обеспечение оперативного информационного обмена о заболеваемости и выделении вирусов. Например, можно было бы установить между основными партнерами в области международного здравоохранения «горячую линию» для незамедлительного оповещения о возникающих вспышках «птичьего» гриппа и предпринимаемых мерах по их локализации, а также для экстренного привлечения международной помощи. Очевидно, что требуется также наладить обмен передовыми научными разработками и опытом, приобретенным в борьбе с птичьим гриппом.
В своем выступлении в Глениглсе 8 июля 2005 года президент России Владимир Путин заявил о намерении внести в повестку дня предстоящего в июле 2006 года саммита «Группы восьми» в Санкт-Петербурге вопросы борьбы с наиболее опасными болезнями. В рамках этой инициативы мы планируем предложить партнерам по «Группе восьми» ряд практических шагов, нацеленных на повышение готовности, раннее предупреждение и оперативное реагирование на возможную пандемию гриппа птиц, которые сейчас прорабатываются российскими медиками.
Россия готова работать по проблеме птичьего гриппа со всеми внешними партнерами, исходя из главной цели - объединения усилий международного сообщества в противодействии этой новой угрозе здоровью человека.