Сегодня на заседании СФ сенаторы планируют одобрить и направить на рассмотрение в Госдуму в качестве законодательной инициативы проект закона «О дорожных фондах в РФ». Интрига заключается в том, что правительство буквально на днях направило в Совет Федерации резко отрицательное заключение на этот законопроект.
Конфликт между верхней палатой парламента и правительством из-за денег, выделяемых на строительство дорог, с особой силой разгорелся летом нынешнего года и уже успел с тех пор превратиться из чисто экономического спора в политический. 22 июня на заседании палаты, где рассматривались правительственные поправки к федеральному бюджету на 2005 год, сенаторы и лично спикер СФ Сергей Миронов раскритиковали кабинет министров за нежелание прислушиваться к мнению парламентариев, требовавших увеличить финансирование дорожного строительства в регионах. В итоге в начале июля Совет Федерации обратился к правительству с официальным предложением срочно выделить дополнительно 30 млрд. рублей на строительство дорог. Сенаторы крайне редко обращаются к главе правительства с коллективными обращениями, но на этот раз они решили сделать исключение. По данным членов СФ, состояние дорожного хозяйства в большинстве регионов быстро ухудшается: более 60 процентов федеральных дорог и около 75 процентов территориальных не соответствует современным нормативно-техническим требованиям.
Несмотря на просьбу сенаторов, увеличения финансирования дорожного хозяйства в России фактически так и не произошло. Правда, в июне представители министерства транспорта обратились к парламентариям с встречным предложением подготовить по каждому региону всю проектно-сметную документацию, касающуюся ремонта и строительства дорог, и направить ее в правительство. Это предложение тоже фактически осталось без ответа.
Видимо, сенаторы решили не заниматься такими «мелочами», как подготовка каких-то технических документов и предложений. Вместо этого они собираются воспользоваться правом законодательной инициативы и добиться принятия проекта закона «О дорожных фондах в РФ», который заставил бы правительство увеличить расходы на строительство дорог. Законопроект недавно был рассмотрен правительственными экспертами и получил отрицательную оценку.
Как пояснил вчера «РГ» Сергей Миронов, этим законом региональным властям будет разрешено самостоятельно создавать за счет собственных средств региональные дорожные фонды. Таким образом, процесс выделения денег на содержание дорожного хозяйства, в случае принятия закона, уже не будет контролироваться одним лишь Федеральным центром. В принципе против такого подхода правительство не возражает. Однако в законопроекте содержится предложение, вызвавшее у экспертов кабинета министров негативную реакцию. «Предполагается, что финансирование таких региональных дорожных фондов будет проходить по формуле 50 на 50. То есть если регион выделяет в свой дорожный фонд какую-то сумму из своих средств, то федеральный бюджет будет обязан помочь региону в равной пропорции и выделить такую же сумму», — сообщил Сергей Миронов. По его словам, у правительства сейчас «мягко говоря, не стоит проблема, откуда взять деньги», так что средства на эти цели у Федерального центра, как считает спикер СФ, найдутся. Хотя некоторые эксперты в самом Совете Федерации считают, что введение упомянутого закона только усугубит ситуацию в дотационных регионах, где как раз сложилась наиболее бедственная ситуация с дорогами: они не смогут найти деньги на создание собственных дорожных фондов, а следовательно, не получат и помощи из Центра. Получается, что помощь получат только богатые субъекты Федерации. Эти «слабые места» законопроекта пока толком не обсуждались ни в Госдуме, ни в Совете Федерации. Возможно, что у парламентариев просто не дойдут руки до разбирательства в таких тонкостях: при рассмотрении выдвинутого Советом Федерации законопроекта сенаторы и депутаты будут руководствоваться, скорее, политическими соображениями, а не экономическими. В кулуарах многие члены СФ откровенно признаются, что если Госдума и Совет Федерации в итоге не решатся одобрить упомянутый законопроект, то это будет означать, что парламент окончательно «сдал свои позиции и полностью подчинился правительству». Одобрение же этого закона, по их мнению, должно означать, что законодательная власть начала отвоевывать «потерянное влияние». Как ожидается, законопроект будет рассмотрен Госдумой не позднее декабря.