В этом году сразу несколько крупнейших городов США - Нью-Йорк, Детройт, Хьюстон, Сан-Диего и Атланта выбирали мэра. Наряду с этим избиратели в штатах Нью-Джерси и Вирджиния голосовали за будущего губернатора. А в Техасе и Калифорнии состоялись референдумы по внесению изменений в местное законодательство.
Из всего этого многообразия самым заметным событием, которое привлекло максимальное внимание со стороны общественности и СМИ, стали выборы мэра Нью-Йорка. Причем интерес к ним был вызван не столько тем, кто станет победителем, - здесь-то как раз вообще не было никакой интриги - сколько самим ходом и тактикой избирательной кампании кандидатов. Главными действующими лицами в этой гонке стали нынешний градоначальник республиканец Майкл Блумберг и его соперник от демократов, бывший руководитель администрации нью-йоркского района Бронкс Фернандо Феррер.
Еще задолго до открытия избирательных участков исход голосования был фактически предрешен. По всем предварительным опросам, миллиардер и основатель крупнейшей медиа-корпорации Блумберг намного опережал своего оппонента. Главная интрига выборов, по сути, заключалась в том, насколько большим окажется этот отрыв.
И удастся ли действующему мэру побить рекорд своего предшественника на посту градоначальника Руди Джулиани, опередившего на выборах 1997 года своего соперника на 17 процентов. Причем в начале избирательной гонки прогноз для Блумберга выглядел весьма неблагоприятным. В середине февраля, когда нынешний глава города выдвинул свою кандидатуру на второй срок, только 41 процент избирателей готовы были высказаться в его поддержку.
Однако благодаря активной агитации, подкрепленной значительными финансовыми вливаниями из своего многомиллиардного состояния, Блумбергу удалось в короткий срок значительно повысить свою популярность. На свою рекламную кампанию он потратил около 70 миллионов долларов, что примерно в десять раз больше, чем соперник. Заметную роль в улучшении его имиджа сыграла также и выбранная им тактика. В своих рекламных роликах к избирателям города, 40 процентов которых родились за пределами США, Блумберг обращался исключительно на их родном языке - китайском, испанском и даже русском.
В конце концов дело дошло до того, что накануне голосования официальную поддержку республиканскому кандидату оказали сразу все крупнейшие местные СМИ. Даже традиционно тяготеющая к демократической партии газета "Нью-Йорк таймс", например, назвала его одним из самых лучших мэров в истории Нью-Йорка. Свою посильную лепту внесли и представители малого бизнеса. Так, накануне выборов ряд местных ресторанов в качестве наглядной агитации включил в меню гамбургеры под названием "Блумбургер".
Переизбрание Майкла Блумберга стало четвертым подряд поражением для демократической партии, традиционно считающей Нью-Йорк своей вотчиной. Выдвиженцу от демократов Ферреру не помогла даже поддержка со стороны таких политических тяжеловесов, как бывший президент Билл Клинтон и его супруга сенатор от Нью-Йорка Хиллари Клинтон.
Между тем
У демократов все же оказался повод для радости. На губернаторских выборах в Нью-Джерси и Вирджинии победу одержали их представители. Новым губернатором Нью-Джерси от "партии осла" стал сенатор-демократ Джон Корзайн, а в Вирджинии главой штата был избран нынешний вице-губернатор Тим Кэйн. Победа в Вирджинии стала для демократов особенно ценной в политическом плане. Дело в том, что голосование в этом штате, традиционно относящемуся к республиканскому лагерю, изначально рассматривают как политический барометр перед промежуточными выборами в конгресс в 2006 году.