Его голос еще жив на моей диктофонной пленке, летом он рассказывал нашей газете для рубрики "Москва с акцентом" о своих латышских корнях, о семейной реликвии - бабушкином одеяле, сделанном из шерсти собственных овец с традиционным латышским орнаментом, укрывавшем его в войну в детдоме. С любовью говорил о латышском национальном характере ("не всегда кричать, хвалиться и выставлять на показ, но знать, чего хочешь и всегда этой цели следовать"), с недоумением - о политике латышского правительства по отношению к русским в области образования, с горьким юмором о том, как его национальность помогла ему при зачислении на журфак в МГУ ("меня посчитали за "национальный кадр"), с веселым юмором - о том, как его утомили вопросами: " Не родственник ли он Вилли Лациса?"
А ведь он и правда "национальный кадр", не в том партийно- номенклатурном смысле, а в другом - где национальный - общезначимый, как национальная идея, национальные ценности. Такого крупного масштаба личностей всегда мало, Отто Лацис один из них.
Он был человек блистательно точных, неожиданных знаний и логик, всегда по-прибалтийски чуть отстраненный от субъективности и эмоциональности, и при этом очень честный, демократичный, никогда не терявший вкуса к чужим успехам, а за рамками больших планерок - очень свой, очень близкий. На всех уровнях отношений - авторитетный. Он был журналистом-маркой, его имя было знаковым.
Он работал в "Экономической газете", знаменитом журнале "Проблемы мира и социализма", в популярном в перестройку журнале "Коммунист". Но самой главной его газетой, откуда его "уходили" и куда он триумфаторски возвращался, были "Известия", казалось, марка газеты срослась с его именем и наоборот. Это был журналист того же калибра, что и Анатолий Аграновский, Эдвин Поляновский. Что самое замечательное - остались его книги: "Искусство сложения", "Выйти из квадрата", "Перелом", "Что с нами было, что с нами будет", "Тщательно спланированное убийство". Что самое грустное - заигравшееся в переделы медийных интересов журналисткое общество ослабило внимание к своим профессиональным маэстро.