Началась разработка первых двадцати проектов для привлечения кредитов и инвестиций в агросектор под залог земли. На это планируется выделить около 3 миллиардов рублей. Эксперимент будет проводиться сразу для нескольких типов хозяйств - личных подсобных, фермерских и агрохолдингов. Предпринимается попытка сформировать цивилизованный земельный рынок.
Эксперимент, как считают специалисты, начинается, надо сказать, весьма вовремя. Росстат беспристрастно констатирует: за девять месяцев в России сократилось поголовье скота не только в агрохолдингах, но и на сельских подворьях. Все это, ставят диагноз специалисты, продолжение серьезного кризиса в животноводстве, причина которого до неприличия банальна - селянам не хватает денег на поддержание и развитие своих хозяйств. По словам председателя Совета Ассоциации отраслевых союзов АПК Виктора Семенова, мясного скота в стране насчитывается всего 382 тысячи голов. Из-за этого многие хозяйства отказались от выращивания корма.
Государство обещает в 2006 году частично решить эту проблему с помощью льготного беспроцентного кредитования фермеров и владельцев сельских подворий. В первом полугодии в разных регионах страны предполагается запустить 20 первых проектов, чтобы отработать механизмы залога земли для привлечения кредитов и инвестиций. То, каким будет в России земельное ипотечное кредитование, предстоит решить минсельхозу в содружестве с минэкономразвития.
С теми, у кого есть в собственности земля, все просто: они смогут использовать ее под залог банковских кредитов. Безземельным придется побегать по инстанциям. Для них хотят создать территориальные залоговые фонды при сельских муниципалитетах, через которые и можно будет получить деньги. Условия кредитования пока тоже только обсуждаются. Например, называется такая цифра - не более 300 тысяч рублей на два года одному подворью. На первом этапе разработчики предлагают ввести самую простую систему, при которой кредит под залог земельного участка можно будет получить в любом банке. На втором этапе банки объединят свои усилия и сформируют так называемые земельные пулы, на основании которых выпустят ипотечные ценные бумаги, обеспеченные земельными активами. На третьем - будет создано земельно-ипотечное агентство, которое возьмет на себя все функции управления земельной ипотекой.
Ипотека требует хорошей оплаты труда. А на селе средняя зарплата составляет сейчас 39 процентов от городской
Проблем возникнет много. Не у всех еще земля находится в личной собственности. А оформление стоит немалых денег, собственно, поэтому селяне и тянули с этим делом. Так, в Московской области это удовольствие за малый надельчик обойдется в 10-12 тысяч рублей, не говоря уже о куске в 100 га для фермерского хозяйства, здесь придется потратить150 тысяч рублей. Правда, сельхозпроизводители могут получить краткосрочный кредит и без земли, но тогда под залог надо отдавать технику или сельхозпродукцию. И тут круг тоже замыкается - где ж их взять? Но искать выход из этих кругов все равно надо. Если с земельной ипотекой все срастется, то с этого эксперимента у нас в стране начнется формирование цивилизованного земельного рынка. Насколько реальны эти ожидания? И что надо предусмотреть, чтобы они оправдались? С такими вопросами корреспондент "РГ" обратилась к экспертам.
компетентно |
Наталья Римашевская,
директор Института социально-экономических проблем народонаселения РАН:
- Мы проводили исследования денежных кредитов на селе и получили очень неутешительные результаты. Во-первых, само население к ним не готово. Во-вторых, банки, с одной стороны, вроде и хотят в этом деле поучаствовать, но, с другой стороны, у них нет никаких гарантий, потому что у крестьян нет оформленного залогового имущества. И в-третьих, сейчас наше сельское хозяйство в принципе находится в очень плохом состоянии. Ведь во многих деревнях до сих пор даже нет дорог. А как без них развивать платежеспособное хозяйство, с доходов которого можно расплачиваться за кредит? Без дорог любое вложение денег теряет смысл.
И вообще ипотека требует хорошо развитого законодательства. Пока для сельской ипотеки, на мой взгляд, не все нормализовано. Нет оценки земли, а значит, нет и земельного рынка. Кроме того, ипотека требует хорошей оплаты труда, иначе из чего люди могут выплачивать кредиты? А на селе средняя зарплата составляет сейчас 39 процентов от городской. Ипотека может заработать только тогда, когда деятельность села станет прибыльной. А у нас что происходит? Вырастили большой урожай и перед уборочной подняли цену на бензин. И он "съел" всю прибыль.
Ольга Карху,
советник комитета Ссовета Федерации РФ по аграрно-продовольственной политике:
- И все-таки земельная ипотека должна развиваться. И определенные шаги уже делаются. В 2003 году вступил в действие Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", который, собственно, и направлен на вовлечение земли для получения средств на развитие сельскохозяйственного производства.
Правда, тут же высветились некоторые проблемы. Например, раньше сельхозземли были в собственности колхозов и совхозов.
Впоследствии эти предприятия реорганизовали, и долевыми собственниками стали их бывшие работники. Чтобы они могли осуществлять сделки с землей, необходимо зарегистрировать свое право собственности. Но оказалось, что сделать это не так просто. Тогда в июле 2005 года приняли изменения в Федеральные законы "Об обороте земель сельхозназначения" и "О землеустройстве". В них предусмотрен несколько иной, чем прежде, порядок выдела участков из земель сельхозназначения и порядок владения и распоряжения этими участками. То есть были созданы некоторые нормы, позволяющие вовлечь сельхозземлю в рыночные отношения.
Но все мы понимаем, недостаточно принять закон, чтобы ипотека сразу пошла. Нужно решить еще массу проблем. Как создать и развивать сеть земельных банков? Какими должны быть способы обеспечения кредитов? А проще говоря, как можно будет продать землю на публичных торгах, если заемщик не расплатится за кредит? Ведь земля - это особый объект недвижимого имущества. Как в конце концов определить ее реальную рыночную стоимость, если рынок земли еще не сложился?
Все эти и многие другие вопросы еще нужно очень тщательно прорабатывать. Так что впереди большая работа. Трудная, но, надеюсь, не напрасная.