11.11.2005 03:55
    Поделиться

    Госдума начала обсуждать Концепцию миграционной политики

    Чемодан, вокзал, Россия... И три года ожидания гражданства. Фото: Константин Завражин.Фактически дан старт принципиально новой миграционной практике, которая должна разрешить накопившиеся проблемы. Одна из самых острых - положение наших соотечественников, прибывших из стран экс-СССР на ПМЖ.

    Лидия Графова,
    председатель исполкома "Форума переселенческих организаций"

    На семинаре в Совете Федерации один из руководителей паспортно-визовой службы страны на вопрос: "Сколько потребуется времени, чтобы дать гражданство всем, кто уже не один год живет в России?" - ответил: "Не меньше трех лет".

    Представьте себе очередь длиною в полтора миллиона человеческих голов! В глазах зарябит. И все эти люди, наши вчерашние соотечественники, обречены годами существовать на положении изгоев. Сделали их "иностранцами-нелегалами" принятые в 2002 году законы о гражданстве и о правовом положении иностранных граждан. Каким же пыткам подвергаются они, попадая в бюрократическую мясорубку! Вот две истории для наглядности.

    Переселившись два года назад из Молдовы в Россию, Татьяна Игнатьевна Шмигановская купила комнату в Александровском районе Владимирской области. В коммуналке живут шесть семей. Ну и что ж? Зато все вокруг говорят по-русски. А когда на улице какая-то старушка сказала ей: "Здравствуй, милая!", Татьяне показалось, что она попала в рай. И в страшном сне не могла себе представить, что скоро нависнет над нею угроза изгнания из обретенного рая. Да неужели же ее, русскую, можно депортировать из России?

    До распада Союза жизнь Татьяны была безоблачной. Четверть века она проработала на меховой фабрике в городе Бельцы. В последние годы - в должности главного инженера. В 90-е годы, когда фабрику начали распродавать по кускам, она смогла устроиться к новым хозяевам только уборщицей. Зарплата - 70 лей. А квартплата - 252 лея. Зачем человеку дача, машина, квартира (все у нее было), если нет работы, нет денег и каждую минуту хочется есть? Переселившись в Россию, Татьяна весила 39 килограммов.

    Сегодня бывший главный инженер знаменитой фабрики работает посудомойкой в ресторане. Конечно, нелегально.

    В марте прошлого года, купив наконец жилье, начала она хлопоты о гражданстве. Собрала кипу требуемых законом справок и смело пошла в паспортно-визовую службу Александрова. И вдруг узнала, что российское гражданство ей "даже не светит". Раз трехмесячный срок ее "временного пребывания" в России истек, значит, она - нелегалка. Ей нужно возвращаться в Молдову, получить новую миграционную карту. Оформить национальный паспорт (молдавское гражданство), потом отказаться от этого гражданства. Привезти справки о выписке и отсутствии судимости. Только собрав все эти бумажки, она может претендовать... нет, не на гражданство, а всего лишь на разрешение на "временное проживание" в своем собственном жилье.

    Сотрудник паспортно-визовой службы заявил, что, если она не подчинится требованиям закона, ее как нелегалку вышлют из России.

    Во Владимире в паспортно-визовом управлении ей сказали, что квоты на прием мигрантов уже исчерпаны и даже смотреть ее документы не стали. Было это в апреле прошлого года, а потом она узнала, что другие, "денежные", как она говорит, мигранты получали это разрешение на проживание и в ноябре, и в декабре. В 2005 году квоты для Татьяны опять почему-то не хватило. "Зачем вы к нам во Владимир приехали?! - выговаривал ей замначальника областной паспортно-визовой службы Герман Вельш. - Ехали бы в Салехард или Владивосток, там полно квот".

    Теперь - о злоключениях семьи с веселой фамилией Пляскины. Они обратились за гражданством еще в марте 2001 года в российское посольство в Казахстане, там все они тогда жили: муж - краснодеревщик, жена - повар и двое маленьких детей. Казалось бы, идеальная семья переселенцев.

    Гражданство - это святыня. То, что происходит сегодня в России с получением гражданства, - кощунство 

    Поскольку Россия имеет с Казахстаном соглашение об упрощенном порядке получения гражданства, никаких проблем у Пляскиных не должно бы возникнуть. Но проблемы тянутся до сих пор. С самого начала будто бес шутки шутил. Целый год не было ни звука из России, потом выяснилось, что документы... потеряны. Словом, только в декабре 2002-го пакет попал в президентскую Комиссию по вопросам гражданства.

    К тому времени Пляскины уже переселились в Россию, в подмосковный город Серпухов. Дрожали при встрече с каждым милиционером, ожидая гражданства. И дождались: Комиссия по вопросам гражданства невозмутимо сообщила, что вступил в силу новый закон и теперь все справки следует собирать заново. В общем, только в сентябре 2004-го (через три с половиной года мытарств) получили Пляскины российские паспорта. Но опять бесовщина: гражданами стали родители, а двое детей по-прежнему "иностранцы".

    У одного из детей не оказалось выписки из Казахстана. Очевидно, какой-то рассеянный казахстанский чиновник просто забыл ее выдать, а вот бдительные российские чиновники отказываются теперь вписывать детей в паспорта родителей. Пусть достают эту несчастную бумажку! Звонили в Астану, писали. Добыли наконец. Но опять осечка: обнаружилось, что дети въехали без миграционных карт.

    Представьте, мать повезла детей в Актюбинск, чтобы на границе получить миграционные карты. Однако и этот родительский подвиг оказался напрасным. Ссылаясь на какую-то инструкцию, паспортистка затребовала справку о том, что дети Пляскиных были гражданами Казахстана, а теперь от того гражданства отказываются. Пришлось ехать в Москву, в посольстве Казахстана Пляскиным сказали, что таких справок детям никто не выдает.

    Отец семейства пришел в нашу организацию в августе. Что делать? Сыну в первый класс идти, а мальчик все еще не гражданин. Конечно, мы написали ходатайства. Издевательская комедия длилась, однако, еще месяца два.

    В октябре, когда президент общался с народом по "прямой линии" и снова говорил, что России нужны мигранты, Пляскин-старший позвонил нам и в отчаянии предложил государству... продавать российское гражданство. Тогда, мол, бюрократы не смогут на каждом шагу ставить людям подножки, вымогая взятки. Он убежден, что открытая плата будет дешевле. Как рассказывают переселенцы, сегодняшняя такса за гражданство у "сердобольных" чиновников - 2-5 тысяч долларов.

    * * *

    Согласиться с "коммерческим предложением" Пляскина, конечно, невозможно. Это было бы все равно, что Родину продавать. Но и мириться с такой постыдной ситуацией дальше нельзя. Ведь для человека, приехавшего в Россию, которую он считает своей родиной, и вдруг оказавшегося здесь "иностранцем-нелегалом", каждый день - нестерпимая обида и мука. На наш взгляд, необходимо как можно скорее проводить иммиграционную амнистию. И не только для трудовых мигрантов, но и для соотечественников, прибывших в Россию на ПМЖ. Над новожителями России продолжает вволю издеваться милиция и практически над каждым висит дамоклов меч депортации.

    Эта застывшая полуторамиллионная очередь бесправных соотечественников - настоящая страшилка для тех, кто сегодня еще сидит на чемоданах в странах СНГ. Да они в конце концов уедут в другие, приветливые к мигрантам страны: там тоже, как и в России, демографический кризис. А наша страна обречена, значит, терять по миллиону человек в год?

       комментарий

    Владимир Лукин,
    уполномоченный по правам человека в РФ

    Прежде всего хотелось бы отметить, что с приходом в Федеральную миграционную службу нового руководства отношение к мигрантам становится
    более разумным и доброжелательным.

    С удовлетворением констатирую, что весьма кстати пришлись сегодня результаты деятельности рабочей группы по иммиграционной амнистии, которая в течение года работала при нашем Экспертном совете. Разработанный экспертами проект концепции легализации трудовых мигрантов проходит сегодня апробацию уже в десяти регионах России.

    А вот с легализацией соотечественников, приехавших в Россию насовсем и давно ждущих гражданства, ситуация почти трагическая. Неоправданная жесткость нашего миграционного законодательства уже стала притчей во языцех. Истории, схожие с теми, что описаны в статье Лидии Графовой, составляют немалую часть почты уполномоченного. После нашего вмешательства весьма часто дело решается в пользу человека. И чиновники при этом ссылаются на ту же нормативную базу, на основе которой ранее давали отказ. Значит, у них есть все-таки возможность помочь людям, не изнуряя их излишними формальностями.

    Трехлетняя практика применения законов о гражданстве и о правовом положении иностранных граждан доказала, что эти законы противоречивы и часто двусмысленны, недаром переселенцы называют их "взяткоемкими". Главный изъян состоит в том, что эти законы сделали наших вчерашних соотечественников де-юре "иностранцами" наравне с мигрантами из дальнего зарубежья.

    Внесенные в 2003 году поправки в закон о гражданстве помогли, к сожалению, далеко не всем соотечественникам, которые давно живут в России, и, что очень важно, уже успели интегрироваться. Вот для таких "нелегалов" наша рабочая группа подготовила ряд изменений и дополнений в миграционное законодательство. Поскольку уполномоченный не обладает правом законодательной инициативы, наши предложения направлены президенту и правительству РФ.

    Нет сомнений, что обостряющийся демографический кризис заставит нашу страну активно привлекать из сопредельных стран мигрантов, способных к интегрированию в российское общество. Для этого придется всерьез менять законодательство. А это, как известно, процесс сложный и длительный. Но те "нелегалы"-соотечественники, которые уже не один год живут в России и ничем перед нашей страной не провинились, должны получить гражданство в упрощенном порядке, без мук. Это и выгодно нашей стране, и необходимо с нравственной точки зрения.

    Поделиться