11.11.2005 03:00
    Поделиться

    Как летают VIP-персоны

    Миром правит любовь. И один из самых распространенных ее видов - любовь к деньгам. Видимо, поэтому публикации про простых российских миллионеров, которые вот уже несколько номеров публикует "Российская газета" - Неделя", вызывают у читателей искренний и неподдельный интерес. Сегодня мы расскажем о том, как миллионеры перемещаются в пространстве, когда им нужно перелететь с места на место. И в самом деле, не будут же они стоять в общей очереди на регистрацию или сидеть в зале ожидания для всех...

    Для того чтобы максимально упростить прохождение всех формальностей в аэропорту, а также сделать ожидание рейса или багажа комфортным, пассажиру при деньгах сегодня достаточно позаботиться о бронировании "услуги по индивидуальному сервисному обслуживанию" в зале VIP-класса. Такие залы открыты в любом российском аэропорту. В прошлом, в советские времена, это были залы официальных лиц и делегаций. В некоторых местах они до сих пор так и называются.

    Заказывать услугу по обслуживанию в VIP-зале рекомендуется заранее. Например, зайдя на сайт www.vipairport.com. Непосредственно перед вылетом или по прилете во многих аэропортах сделать это невозможно, а заказ день в

    день может обойтись гораздо дороже. А богатые хорошо умеют считать деньги. Оплата осуществляется по-разному. Частные клиенты обслуживаются на основании стопроцентной предоплаты, корпоративные могут пользоваться услугой в кредит на основании договора.

    В VIP-овском зале

    По пути в аэропорт или из него VIP-персона заказывает трансферт. Его средняя стоимость при условии, что за рулем автомобиля бизнес-класса с мини-баром будет внимательный профессиональный шофер, около 150 у.е. По прибытии в аэропорт у VIP-зала пассажира встречает сопровождающий сотрудник. При необходимости встречи у входа в аэропорт пассажир может связаться с сотрудником и лично назначить наиболее удобное место встречи.

    Что касается специальной стоянки для автомобилей VIP-пассажиров, то здесь все зависит от аэропорта. Например, во Внукове для пассажиров, пользующихся услугами VIP-зала, в стоимость услуги входит отдельная охраняемая парковка. В Домодедове отдельной стоянки для VIP-пассажиров нет, однако стоянка на территории аэропорта клиентами VIP-залов не оплачивается. В Шереметьеве-1 предусмотрена отдельная бесплатная стоянка непосредственно около входа в VIP-зал. А в Шереметьеве-2 VIP-пассажирам в этом смысле рассчитывать не на что: отдельной стоянки не предусмотрено, а существующую на территории аэропорта придется оплачивать по тарифу, предусмотренному для всех, без исключения.

    Обслуживание в VIP-залах разных аэропортов отличается в основном инфраструктурой самих залов. Неизменно всегда одно: в каждом VIP-зале имеются отдельные стойки паспортного и таможенного контроля и регистрации на рейс. В этом и заключается преимущество, а также отличие VIP-залов от так называемых бизнес-залов. Бизнес-залы авиакомпаний расположены непосредственно в транзитной зоне аэропортов и в основном предоставляют пассажирам бизнес-класса лишь комфортные условия ожидания рейса, оставляя все заботы по прохождению аэропортовых формальностей им самим. Возможность ускорить их прохождение предоставляется, например, гостям бизнес-залов Санкт-Петербургского аэропорта Пулково-2.

    Воспользоваться услугами VIP-зала может любой пассажир, независимо от класса авиабилета. Были бы средства. В VIP-залах круглосуточно работают кафе и бары, в некоторых - и магазины. Есть аэропорты, например, Внуково, где в стоимость обслуживания входят даже услуги ресторана.

    Практически во всех аэропортах VIP-залы предлагают к услугам пассажиров городскую (бесплатно) и международную (платно) телефонную связь, спутниковое телевидение и свежую прессу. А еще можно уединиться с коллегами или друзьями в банкетном зале или переговорной комнате, оснащенной всем необходимым для проведения деловых встреч и переговоров. Стоимость - около 100 у.е. в час. Услуга эта очень популярна среди депутатов, которые, как правило, проводят в этих отдельных комнатах все время своего пребывания в аэропорту. Часто случается, что бизнесмены прилетают в тот или иной город только для проведения переговоров или деловых встреч. Многие из них заказывают на несколько часов переговорную комнату в VIP-зале, этим их пребывание в городе и ограничивается - по окончании переговоров они улетают.

    Итак, зарегистрировавшись на рейс, пройдя таможенный и паспортный контроль, клиент VIP-зала может спокойно ожидать рейса в комфортных условиях. На прилете все несколько сложнее.

    Потеря лица

    На выходе из самолета пассажиров, которые пользуются услугами VIP-залов, встречает сотрудник аэропорта - диспетчер со специальной табличкой в руках. Несколько лет назад, когда спрос на услугу был не очень высоким, диспетчерам удавалось встречать каждого пассажира лично: в руках у них была табличка с именем. Сегодня это практически невозможно, так как гостей VIP-залов стало значительно больше. После выхода из самолета все они встречаются с диспетчером в определенном месте и при необходимости ждут друг друга, так что понятие персональной встречи на прилете перестало быть актуальным. Что еще неприятнее, всерьез встала проблема потери диспетчером клиентов VIP-залов в транзитной зоне. Случается это как по вине самих пассажиров, так и по вине диспетчеров. В любом случае, если клиент не нашел диспетчера в транзитной зоне и прошел все формальности в общем потоке пассажиров, заплаченные за обслуживание в VIP-зале деньги не возвращаются. По правилам VIP-залов если такое происходит, клиенты должны звонить в службу поддержки, просить кого-нибудь о помощи, но ни в коем случае не покидать транзитной зоны, пока их не встретят и не проводят.

    А представьте себе ситуацию, когда одним рейсом летят пассажиры с одинаковыми фамилиями и в VIP-зал иногда попадают те, кто попасть туда совсем не планировал. Волею случая они проходят все аэропортовые формальности и спокойно ожидают своего багажа. Все проясняется, когда случайные клиенты VIP-зала получают чужой багаж со своей фамилией на бирке. Или еще раньше, когда появляется пассажир-однофамилец.

    Если никаких неприятностей с попаданием в VIP-зал на прилете не случилось, то больше беспокоиться не о чем. Пассажиры просто сдают свои паспорта на стойке паспортного контроля, проходят в VIP-зал и отдыхают. После проверки паспорта возвращают каждому лично.

    Деньги решают не все

    Пассажиры, у которых не решены вопросы с паспортом или с визой, в VIP-залах встречаются. Тут уже речь не столько о состоятельных россиянах, сколько об иностранцах. Некоторые из них, не забыв заказать дорогостоящую услугу обслуживания по высшему разряду, прилетают в Россию... не имея в паспорте российской визы. Многие из них, как это ни странно, уверены, что виза для въезда в Россию вообще не нужна. Другие думают, что ее можно без проблем приобрести на границе. И речь здесь идет не только о гражданах далеких от России стран. Среди таких пассажиров регулярно встречаются и европейцы. И у тех и у других дальнейшее положение печально - депортация и проблемы с получением российской визы в дальнейшем.

    Что же касается иностранных граждан, покидающих нашу страну через VIP-залы аэропортов, то у них чаще всего возникают проблемы с таможней. Самая распространенная проблема - это переизбыток икры и водки в багаже. А вывоз именно этих любимых иностранцами продуктов и напитков из нашей страны строго ограничен: не более 250 граммов икры и двух бутылок водки на человека. Так что с излишками приходится расставаться прямо на таможне. Можно только вообразить, как рады таможенники.

    Недоразумения встречаются и с вывозом предметов, представляющих историческую ценность. Некоторые граждане арабских стран нередко встречаются с проблемами, связанными с ввозом или вывозом определенного количества золота или драгоценных камней, требующего обязательной декларации. Декларации чаще всего нет. Никаких незаконных целей при этом, как правило, пассажиры не преследуют, просто возят с собой то, что им принадлежит. Зачем? Это сложно объяснить, особенно сотруднику таможенной службы. А как вам такой случай: один из богатых пассажиров решил провезти с собой ни много ни мало - медвежью шкуру. Нужно ли объяснять, с каким трудом решался "шкурный" вопрос.

    Ботинок летит, а пассажир - нет

    Надо сказать, что некоторые пассажиры, пользующиеся услугой обслуживания в VIP-залах аэропортов, иногда забывают о том, что это лишь услуга и она не освобождает их исполнения общих обязанностей пассажиров в аэропорту, тем более тех, что продиктованы требованиями безопасности. Более всего это относится к представителям шоу-бизнеса, которые пользуются услугами VIP-залов не реже, чем известные бизнесмены, политики и спортсмены. Иногда они ведут себя настолько недопустимо, что в дальнейшем получают отказ в обслуживании. Например, один из представителей звезд российского шоу-бизнеса наотрез отказался принимать правила VIP-зала, выражая свое недовольство всеми мыслимыми и немыслимыми способами, вплоть до бросания своей обуви в сотрудников аэропорта.

    Какими бы важными персонами ни были клиенты VIP-залов аэропортов, даже им порой приходится мириться с обычными неудобствами. Происходит это в праздничные сезоны, когда поток пассажиров резко увеличивается. Начиная с 20-х чисел декабря и до Нового года, а также в первые дни мая VIP-залы заполнены настолько, что большинству пассажиров порой даже негде присесть. А такая привычная для пассажиров общих залов проблема, как очередь на регистрацию и паспортный контроль, на время становится обычной и для пассажиров VIP-залов. То же самое происходит в середине января и по окончании майских праздников на прилете.

    Несмотря на постоянное увеличение аэропортовых сборов, в конечном итоге формирующих цену на услугу, количество пассажиров, пользующихся услугами VIP-залов, с каждым годом растет все больше. Услуга обретает популярность не только у состоятельных людей, но и среди тех, кто готов понести расходы в обмен на комфортные условия и качественное обслуживание в аэропорту. Например, среди 5000 пассажиров, ежемесячно приобретающих у одной из компаний услуги по индивидуальному сервисному обслуживанию в VIP-залах аэропортов России, СНГ, а также Литвы и Латвии, порядка 2700 пассажиров - это пассажиры эконом-класса.

    Почувствуй себя президентом

    В последнее время у ряда туристических компаний распространена продажа услуг не VIP, а "Президентского" зала. Президентские залы существуют в порту для обслуживания лишь государственных лиц. И платит за них при этом государство. Оформление заявок в президентский зал обусловлено возможностью того или иного чиновника такую заявку подписать. Расходы по услуге изначально меньше. Преимущества обслуживания в "Президентском" зале заключаются в персональной встрече и в том, что людей

    меньше. Но для лиц, желающих воспользоваться этой услугой и при этом не имеющих никакого отношения к государственной службе, есть несколько "но": деньги, может быть, придется платить в кассу самим пассажирам, если необходимо сделать срочный заказ. В выходной день или праздник заявку разместить не удастся. Ну и само собой, могут и пассажира выгнать и занести его в "черный список", если вдруг у него попросят документ, подтверждающий его отношение к государственной службе, от которой размещена заявка, а такого документа у него, соответственно, не будет.

    Стоимость VIP-обслуживания в аэропортах г. Москвы

    Аэропорт Вылет/Прилет

    Шереметьево-1 220/220 евро
    Шереметьево-2 220/220 евро
    Домодедово 280/280 долларов
    Внуково 160/100 долларов

    Стоимость VIP-обслуживания в аэропортах России*

    Аэропорт Вылет/Прилет

    Пулково-1 (СПб) 120/130
    Пулково-2 (СПб) 155/155
    Пермь 70/70
    Калининград 130/105
    Нижний Новгород 85/75
    Новосибирск (бизнес-зал) 65/55
    Южно-Сахалинск 75/70
    Якутск 75/60
    Уфа 75/60
    Самара 120/120
    Краснодар 100/100

    *Цены указаны в евро (до трех человек).
    Таблица подготовлена по материалам журнала Business Travel.