В Париже за две недели беспорядков сожжено всего несколько десятков автомобилей. По сравнению с несколькими тысячами машин, уничтоженных в других городах, это - капля в море огня, бушующего в стране третью неделю.
Тем не менее полицейский префект Парижа Пьер Мюц во исполнение закона о чрезвычайном положении решил ввести в столице Франции на эти выходные запрет на любые митинги, собрания и шествия, "способные спровоцировать или поддержать беспорядки". Префект пояснил, что при необходимости полиция прибегнет к арестам. В воскресенье городские улицы наводнили полицейские в форме и в штатском. На вокзалах - наряды транспортной полиции. К тем десяти тысячам сотрудников правоохранительных органов, которые уже были развернуты в Париже, власти добавили еще примерно три тысячи стражей порядка.
Особое внимание уделялось охране главной улицы столицы - Елисейским полям. Полиция "получила сведения", правда, из Интернета, что толпы молодежи с парижских пригородов собираются проникнуть в центр Парижа и устроить там беспорядки. Сомнительная надежность этой информации не смутила полицейских начальников. Однако вопреки мрачным прогнозам нынешний уикенд - дневной и ночной - выдался спокойным. И только когда на Елисейские поля приехал министр внутренних дел Франции Николя Саркози для проверки принятых мер, прохожие встретили его свистом, улюлюканьем и оскорбительными выкриками.
Некоторые, правда, пытались ему аплодировать. Но последних оказалось меньшинство.
В провинции надежды на введение чрезвычайного положения и комендантский час пока не оправдались. Впервые молодежные бунты произошли в центре второго по величине города Франции Лиона. Стенка на стенку сошлись молодые люди в масках и полицейские. Бунтовщики из числа иммигрантов бросали в полицейских камни и бутылки с зажигательной смесью - по-здешнему "коктейль Молотова". Стражи порядка стреляли по ним гранатами со слезоточивым газом. Всего за две последние ночи во Франции было сожжено порядка девятисот машин. Арестовано более четырехсот участников беспорядков. Несколько полицейских получили ушибы и травмы.
Неожиданным для властей стало "непонимание" со стороны полицейских тех санкций, которые министерство внутренних дел Франции предприняло против пятерых стражей порядка, обвиненных в "превышении власти". Одного из них даже посадили в тюрьму. Вина полицейских состояла в том, что они избили резиновыми дубинками одного из участников беспорядков в парижском пригороде Курнев. Профсоюз полицейских департамента Сена-Сен-Дени в ответ даже призвал своих членов ограничиться "минимальным несением службы".
В стране набирают обороты антимусульманские выступления. Религия все сильнее разделяет Францию. В городе Карпантра (юго-восточный департамент Воклюз) во время молитвы в мечеть были брошены две самодельные бутылки с зажигательной смесью. Одна из них взорвалась. Пожар потушили быстро. Однако новое покушение на мечеть вызвало резко отрицательную реакцию среди членов мусульманской общины. Оправдываться за инцидент пришлось и президенту Франции Жаку Шираку, и его министру внутренних дел. Ширак выразил свою солидарность с мусульманами города и обещал "наказать виновных". По горячим следам полиция арестовала трех парней, которые, предположительно, были организаторами преступления.
Однако это не остановило антимусульманские акции, которые пока, правда, носят единичный характер. Так, попытка поджечь мечеть была предпринята в Лионе.
Тем временем начались высылки из Франции иностранцев, осужденных судом за участие в беспорядках. Обращение в Государственный совет Франции правозащитной организации "SOS-расизм" против этой меры не возымело действия. Госсовет отвел протест. Как сообщил министр внутренних дел Николя Саркози: "Процедура высылки уже началась".
Тем временм из Франции выступления мусульманской молодежи перекинулись на соседнюю Бельгию. В воскресенье там вновь запылали машины. Пять автомобилей было сожжено в Брюсселе, девять - в окрестностях Льежа и Шарлеруа. Бельгийское МВД считает, что речь идет о "выходках преступных шаек и поджоги не носят организованного характера". Однако в Интернете уже появились призывы к молодежи "идти громить магазины в центре Брюсселя". Кто за ними стоит - остается для стражей порядка загадкой.