Россия возьмется за усиление безопасности поставок энергоресурсов

В прошлый вторник, например, в Лондоне встречались шерпы лидеров. Так, по аналогии с гималайскими проводниками альпинистов, называют тех, кому поручено вести глав государств через рифы острых проблем к выработке общих политических и экономических решений. Российских проводников представлял помощник президента Игорь Шувалов.

После встречи он заявил, что во время своего председательства в "большой восьмерке" (G-8) Россия намерена развивать сотрудничество с частным бизнесом в вопросе энергетической безопасности. По его словам, одним из ключевых направлений Россия намерена сделать усиление безопасности поставок энергоресурсов. Под энергетической безопасностью, пояснил помощник президента, Россия понимает "условия, в которых мировое развитие не сталкивается с нехваткой энергоресурсов".

И. Шувалов считает, что частные нефтегазовые компании играют значительную роль в этом вопросе, и Россия уже активно сотрудничает с двумя американскими и одним британским предприятием. Сотрудничество с частным бизнесом в области образования и борьбе с инфекционными заболеваниями - еще один ключевой вопрос, стоящий на повестке дня перед Россией как председателем G-8.

Помощник президента также сообщил, что на саммит "большой восьмерки" скорее всего не будут приглашены страны, не входящие в эту организацию. Вместо этого российская сторона намерена пригласить глав международных организаций, таких как Организация Объединенных Наций (ООН), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирный банк (ВБ). Возможно также, что на саммит будет приглашен председатель Содружества Независимых Государств (СНГ).

Пока в Лондоне шерпы проясняли повестку дня саммита G-8, в Москве британские эксперты и отечественные бизнесмены советовались, как сделать так, чтобы там, на политическом и экономическом олимпе был слышен голос не одних только чиновников, но и бизнесменов.

Обсуждать придется проблемы планетарного масштаба. Россия как председательствующая сторона выбрала те, которые ей, видимо, наиболее близки: энергетическая безопасность, образование, здравоохранение.

Рассказывая о британском опыте подготовки встреч "восьмерки", посол Великобритании в Москве Энтони Брентон подчеркнул, что участие бизнеса крайне важно в решении проблем, которые Россия объявила приоритетными в период своего председательства в "восьмерке". По его словам, российскому правительству будет сложно эффективно решать проблемы, связанные с энергетической безопасностью, здравоохранением и образованием, без совета со стороны бизнеса. Если национальные правительства, как правило, имеют каналы, через которые они узнают о позициях различных групп населения по тем или иным вопросам, то G-8 на сегодняшний день не имеет таких каналов. Каждая страна-председатель организует участие внешних организаций, пользуясь различными средствами неформального диалога, и в период председательства Великобритании в G-8 ее правительство затратило немало времени и сил на то, чтобы обеспечить участие внешних групп в диалоге по двум ключевым вопросам, поставленным Соединенным Королевством в повестку дня G-8: проблеме Африки и проблеме изменения климата. Это позволило правительству выяснить точку зрения неправительственных деятелей и групп, а также обеспечить более активное участие их в обсуждении необходимых политических мероприятий.

Готовясь к саммиту, британский премьер Тони Блэр, например, провел не одну встречу с бизнесменами, выясняя их позицию по проблемам изменения климата и помощи странам Африки. Главной репетицией перед встречей G-8 стал экономический форум в Давосе. Был создан Давосский "круглый стол" по проблеме изменения климата. Аналогичные работы проводились в рамках Программы по проблемам промышленности, разработанной Кембриджским университетом.

"Российский бизнес должен показать себя частью глобального бизнеса, партнером, а не соперником", - убеждал российских предпринимателей экономический советник британского посольства в Москве Эндрю Леви .- Например, энергетическая безопасность связана с безопасностью поставок энергоносителей, а это требует инвестиций. А если эпидемия птичьего гриппа? Будут серьезные последствия, в том числе для бизнеса".

Российские бизнесмены внимательно слушали заморских экспертов, но, похоже, при этом думали о своем. Это стало ясно, когда предложили высказаться им.

Стало ясно, что по меньшей мере для части из них ни один из перечисленных вопросов не актуален. Их интересует в первую очередь проблема привлечения инвестиций в собственный бизнес, в Россию, и уж никак не в Африку. Они констатировали, что есть огромный разрыв между российским и западным бизнес-сообществом в отношении возможности влияния на повестку саммитов "восьмерки". Пока создается впечатление, что интересы российского бизнеса не пересекаются с интересами G-8. Развивающейся стране трудно быть членом "восьмерки" - это диссонанс.

Полноправным членом финансово-экономической составляющей клуба Россия еще не стала. Хотя и тут прогресс очевиден. Согласно традициям клуба страна, председательствующая в G-8, занимает аналогичную позицию и в финансовой G-7, объединяющей министров финансов. Еще полторы недели назад казалось, что для России будет сделано вынужденное и неприятное исключение. Однако 1 ноября министр финансов Алексей Кудрин сообщил, что Россия все же будет председательствовать на встрече министров финансов стран "большой восьмерки". Она пройдет в феврале будущего года в Москве.

Российский бизнес, который по сути дела только разворачивается сегодня, зациклен на собственных проблемах. Однако вес России в мире таков, что мировые проблемы нужно решать. Скорей всего их решение возьмут на себя опять более компетентные в глобальных вопросах чиновники, а бизнесу останется роль исполнителей.

Британцы, с энтузиазмом откликнувшиеся на приглашение Ассоциации российских менеджеров поделиться своим опытом организации саммита, были несколько шокированы безразличием российских бизнесменов к глобальным проблемам.

Эндрю Леви попытался убедить сомневающихся, что общемировые проблемы важны для ответственного бизнеса такой крупной страны, как Россия. Его поддержал коллега из российского МИДа Василий Небензя. "А если завтра в России введут налог на выбросы в атмосферу, то последствия для бизнеса будут нешуточные", - попытался он вразумить бизнесменов.

Они дружно кивали головами и пообещали скорректировать отношение к предстоящему саммиту, но, похоже, остались при своих интересах.