Напомним, что на сегодняшний день наше законодательство о госзакупках не имеет единой системы, ни правовой, ни правоприменительной. Процессы закупок регламентируются несколькими законами и нормативными актами, все они регулируют эту сферу достаточно противоречиво и не полно. В результате чего в этой сфере цветет коррупция. Для устранения злоупотреблений в этой сфере был разработан и принят новый закон о госзакупках, работа над которым, кстати, велась около 2,5 лет. И теперь с 1 января 2006 года госзакупки будут проводиться по новым правилам. Но, к сожалению, это устраивает не всех. Желающих покормиться за счет государственной кормушки не убавилось, да и лазейки остались, ведь правовой пробел пока не устранен.
Чтобы раз и навсегда решить этот вопрос, депутаты сами инициировали и уже приняли в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
На устранение указанного правового пробела направлены изменения в Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Патентный закон, в ряд федеральных законов - "О пожарной безопасности", "О связи", "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", "О коммерческой тайне", "О государственном оборонном заказе", "О газоснабжении в РФ". В частности, в Законе "О государственном оборонном заказе" предлагается предусмотреть, что размещение государственного оборонного заказа осуществляется в порядке, установленном упомянутым базовым законом о госзакупках. А изменения в статью 18 Закона "О газоснабжении в РФ" направлены на необходимость согласования запрашиваемых по государственным или муниципальным контрактам объемов поставки газа с уполномоченным федеральным органом или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Чтобы новый закон стал одним для всех, законопроектом вносятся изменения, предусматривающие, что размещение заказов для государственных и муниципальных нужд осуществляется только путем проведения процедур, установленных указанным федеральным законом. Уточняется понятие государственного и муниципального заказчика.
Кроме того, закрепляется, что правительством РФ могут быть установлены запреты и ограничения на поставку товаров, происходящих из иностранного государства, выполнение работ, оказание услуг иностранными лицами.
Ряд поправок направлен на устранение существующего правового пробела в области заключения и исполнения муниципального контракта. Несмотря на то, что указанные вопросы составляют предмет гражданского законодательства, они в настоящее время на уровне федерального законодательства не урегулированы. Законопроект дополняет Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях видами административных правонарушениях в области размещения заказа для государственных и муниципальных нужд, а также заключения и исполнения государственных и муниципальных контрактов.
Принятие законопроекта позволит обеспечить создание единого правового пространства в этой области.