Малый бизнес столкнулся с системным кризисом

В идеале - да, на практике - нет

Что-то, конечно, в жизни малого бизнеса постоянно меняется, но никак не скажешь, что от этих перемен ему становится лучше. Хотя банки и утверждают, что всячески готовы поддержать малый бизнес, тем не менее денежки получить у них непросто, а на начальный капитал - и вовсе нереально. Не случайно Россия занимает 86-е место в мире по оценке кредитной политики и доступности кредитов для бизнеса. Ваше предприятие должно как минимум три месяца успешно отработать, прежде чем банки согласятся разговаривать с вами о кредите. Иные кредитные учреждения не прочь выждать, пока вы без убытков отработаете не менее года. Еще вам нужно найти пару поручителей и собрать более десятка разных справок. Кстати, большого кредита вам все равно дать не рискнут, так как 70 процентов кредитов в России возвращают с большой задержкой.

Власти Петербурга обещают, что у малого бизнеса будет больше возможностей взять кредит. По словам председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Владимира Бланка, малый бизнес получит поддержку в рамках специальной программы. В качестве страхования рисков предусмотрено выделить средства, чтобы обеспечить кредитный портфель банков в объеме не менее 3 миллиардов рублей.

Это - намерения. Реальность на сегодняшний день такова: потенциальных заемщиков объявилось около 250. Кредитов выдано 3. У остальных "худо с балансами", объяснил Владимир Бланк. А суть в том, что по установленным правилам сумма кредита не может быть выше 30 процентов годового оборота фирмы. Отсюда Бланк делает вывод: "Пока бизнес хотя бы частично нелегален по части уплаты налогов и оборота, доступ к рынку капитала ему затруднен". Ну и что тут нового? Опять все по кругу: нет кредита - не купить недвижимость, а без залога недвижимости не получить кредит. Спрашивается, о чем думали, когда с помпой летом подписывали соглашения между комитетом и банками в рамках городской программы по поддержке малого бизнеса? Неужели всерьез рассчитывали, что весь "серый" бизнес в одночасье станет "белым" на радость многочисленным проверяющим?

Структурный кризис

Сегодня во многих городах малый бизнес переживает структурный кризис. В Петербурге, например, зарегистрировано 220 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса, более половины из них - торговые, а, учитывая натиск крупных сетей и развитие торговых центров, можно прогнозировать в ближайшее время обвал малого бизнеса в этой сфере. Малые предприятия оказались перед дилеммой: либо закрываться и увольнять работников, либо менять специализацию. "Малому бизнесу надо срочно думать о перепрофилировании своих предприятий, о новых сферах приложения сил", - утверждает Владимир Бланк.

По данным Комитета экономики, в этой сфере задействовано не менее полумиллиона петербуржцев, преимущественно молодых. Теперь им придется начать все с "нуля" или вообще "завязать" с бизнесом.

Когда за аренду помещения платить становится нечем, предприниматель увольняет работников, и они, став безработными, "садятся" на бюджет города. Так, давайте считать, предлагает заместитель председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга Сергей Зимин. Если в магазинчике было 5-6 работников и они встали на биржу, то с учетом средней зарплаты за год "съедят" сумму, равную той же арендной плате за помещение магазина. Не лучше ли дать предпринимателю, которого душат сетевики, отсрочку по арендной плате, чтобы он успел перестроить свой бизнес в новой ситуации, рассуждает Зимин. Вот на это и должна работать городская программа поддержки малого бизнеса.

Не впадайте в панику

Между тем эту ситуацию никак нельзя считать чисто российской. С ней столкнулись и в Норвегии. Маленькие розничные магазины и мелкие поставщики страны недавно организованно выступили против крупных торговых сетей, навязывающих им невыгодные условия. Они обвиняют гигантов в нарушении правил честной конкуренции. Крупные сети постоянно требуют от производителей скидок, а не получая их, просто-напросто расторгают контракты на поставку. В скандале оказались замешаны и аптеки, которые тоже требуют от поставщиков платы за место на полке.

Норвежскую общественность возмутило, что порочная система не оставляет шанса на выживание многим мелким производителями. В парламенте развернулась работа над поправками к закону о конкуренции, а служба по мониторингу конкуренции и директорат по налогам начали специальное расследование. Норвежцы уверены, что итогом скандала станет принятие решений, которые сделают процедуру организации торговли более прозрачной и приведут в целом к тому, что товары в магазинах подешевеют.

Кто шил пальто

Известно: именно малый бизнес способен обеспечить дешевизну. Потому что он работает без НДС! На уровне Комитета по экономическому развитию Петербурга ставится задача предоставлять предприятиям малого и среднего бизнеса как можно больше государственных заказов - на поставку строительных конструкций, уборочного оборудования, продуктов для бюджетных организаций... Для города это выгодно, так как предприниматель, работая по "упрощенке", может предложить городу цену на 18 процентов ниже, чем другие фирмы. Правда, и здесь есть свои "но"... Речь о субконтрактинге.

Часто происходит так: добивается госзаказа не малое предприятие, а фирма-посредник, которая потом перекладывает выполнение на малый бизнес, нагло его эксплуатируя, поясняет Сергей Зимин.

- Это называется субконтрактинг, и мы будем отслеживать субконтракты по городскому заказу - через отчеты по исполнению заказов. Проверим контракты и посмотрим, кто на самом деле, как говорится, шил пальто.

Реальность, увы, осложняется тем, что малые предприятия сегодня и сами готовы "лечь" под любого, кто возьмет на себя проблемы со сбытом продукции. Причина в том, что выход на рынок для малого бизнеса, маркетинг требуют больших расходов, а у малых предприятий совсем нет инвестиционного капитала. В результате изучением спроса малый бизнес вообще не занимается, все делая по интуиции. За рубежом многие малые фирмы лепятся вокруг крупных корпораций. Очень важно, чтобы и в России было так.

"Предпринимателю невероятно трудно утвердить на рынке себя, свое имя, - говорит Зимин, - особенно в таком бизнесе, как, например швейный. Это я на своей "шкуре" испытал: сам начинал десять лет назад как малый предприниматель. Шил одежду, ее у меня скупали, тут же отпарывали мои лейблы и пришивали другие, иностранные, и на базаре продавали. И я ничего с этим не мог поделать. С тех пор лучше не стало".

А подвальчик-то верните

После того как недавно был принят Федеральный закон о приватизации государственного имущества, горячие споры в Петербурге разгорелись вокруг порядка выкупа арендаторами городских помещений. Ситуация следующая. Предприниматели десять лет назад взяли в аренду разбитые, запущенные помещения, за свой счет сделали ремонт, провели канализацию, водопровод, телефоны... Теперь, когда появилась возможность приватизировать помещения, они, конечно же, хотели бы это сделать, причем по рыночным ценам, но просят о рассрочке. Однако по Федеральному закону продавать помещение надлежит не арендатору, а на общих торгах и по максимальной цене.

Недавно губернатор Валентина Матвиенко вышла в правительство РФ и в Госдуму с инициативой изменить Федеральный закон о приватизации. Во-первых, добросовестный арендатор, безусловно, должен иметь преимущественное право на выкуп занимаемого помещения при условии, скажем, что он работает там не менее трех лет и немало средств затратил на его ремонт, благоустройство. Во-вторых, в законе должна быть для такого арендатора зафиксирована возможность выкупа помещения в рассрочку на 5-10 лет.

В Петербурге это предложение уже в какой-то степени реализуется. Как отметил директор Фонда имущества Андрей Степаненко, для города оптимальный вариант, если помещения выкупаются самими арендаторами. Прошли первые аукционы, и 90 процентов помещений, выставленных на торги, были выкуплены самими арендаторами. Правда, это были дешевые помещения, в основном подвалы.

Кроме того, Валентина Матвиенко уже дала указание председателю КУГИ исключить из практики случаи продажи помещения на торгах, в результате которых добросовестный арендатор, представляющий малый бизнес, остается, что называется, без крыши над головой, ибо она уходит другому лицу.