- Валерий Михайлович, что побудило депутатов-рыночников выступить с предложением антирыночного, на первый взгляд, законопроекта?
- Лично меня волнует ответ на следующие вопросы: как увеличить темпы роста, которые затухают, и что делать со Стабилизационным фондом? Нынешнее правительство ответов на данные вопросы не знает. Абсолютно прав министр экономического развития и торговли, когда говорит: углеводородные отрасли исчерпали динамику развития. Капитальные инвестиции идут туда, где меньше риска и больше доходность. Расчеты показали: основные резервы у нас сегодня в организации работы услуг естественных монополий. Этого нельзя сделать без того, чтобы государство простимулировало их по-другому работать. Они - монополии, у них нет конкуренции, которая побуждает к эффективной работе. Идея тарифной паузы - это заставить монополии работать по-другому, что, в свою очередь, стимулирует развитие и рост в отраслях народного хозяйства, потребляющих продукцию и услуги данных монополий. Тарифная пауза позволит поднять рентабельность в обрабатывающих отраслях промышленности, а также улучшить положение в социальной сфере. Ведь социальный эффект от ежегодного повышения зарплат, пенсий и социальных выплат во многом девальвируется высокой инфляцией, а наибольший вклад в рост инфляции вносит безудержный рост тарифов естественных монополий, который провоцирует рост себестоимости у производителей товаров и услуг по всей стране. Например, в тарифах ЖКХ третью часть себестоимости составляют затраты на газ и электроэнергию. Если мы проведем реформу ЖКХ так же неподготовленно, как и монетизацию льгот, то получим очередной социальный скандал в масштабах страны. Таким образом, тарифная пауза преследует три цели - заставить монополии эффективно работать, стимулировать экономический рост и снять социальное напряжение в преддверии жилищно-коммунальной реформы.
Для того чтобы понять, есть ли резервы у монополий для замораживания цен, мы провели соответствующие расчеты. Можно спорить по поводу представленных там выводов и признать возможные ошибки или пропуски. Расчеты были основаны на следующем принципе. Допустим, монополия делает заявку на повышение тарифов в следующем году на 20 процентов, это выливается в сумму, примерно равную 2 миллиардам долларов. Тогда берется ее отчетность, протокол заседания правительства, которое дважды в этом году рассматривало тарифную заявку компании, и своими расчетами показывают, что такие деньги у монополии есть. И компания может получить искомую сумму за счет оптимизации и повышения эффективности своей деятельности.
- Валерий Михайлович, а как правительство относится к вашей инициативе?
- Процесс законодательного обуздания непомерных тарифных аппетитов монополий депутаты начали еще с 2001 года. Только с 2003 года удалось ввести порядок, при котором монопольные тарифы устанавливаются только один раз в год - до принятия бюджета следующего года по тепловой и электрической энергии, и не могут быть пересмотрены без внесения изменений в бюджет. Правительство так и не согласилось с законодательным оформлением такого порядка для всех монополий. Одной из причин такого состояния дел является то, что вокруг идеи о "тарифной паузе" установился своеобразный заговор молчания как со стороны ведущей фракции Думы, так и со стороны правительства. Убежден, что "тарифная пауза" на следующий год - это путь к повышению темпов роста экономики.
- Как, по вашему мнению, может отразиться закон о тарифной паузе на переговорах о вступлении России в ВТО?
- Не знаю, потому что не участвую в переговорах. Хотя могу задать очевидный встречный вопрос. Как может отразиться на переговорах решение навести порядок в экономике страны и повысить ее эффективность?
- Валерий Михайлович, я имел в виду, что тарифная пауза - это нерыночное решение.
- У монополий не бывает рыночных решений. Монопольные рынки государство обязано регулировать административными методами. Например, не так давно на совещании у министра Христенко частные нефтяные компании решили разом заморозить топливные цены. Это означает, что рыночные механизмы не работают и государство вынуждено идти на меры административного давления в нефтяном секторе экономики. Хотя формально это конкурентный сектор, но по сути он монополизирован, так как нефтяники поделили региональные рынки на территории монопольного влияния. Их не могут "поймать за руку", потому что не хотят ловить. Мы предлагаем решать вопросы с монополиями по-другому, устанавливая правила игры заранее, что позволит им вовремя скорректировать программы развития, бизнес-планы, издержки производства и т. д. По-моему, это решение лучше того, что предложило правительство по ценам на моторное топливо.
- Валерий Михайлович, как вы думаете, можно ли ожидать, что правительство или кто-то из министров поддержит инициативу о тарифной паузе?
- Недавно выступил министр финансов Кудрин, он сказал, что правительство не может влиять на монополии, этот вопрос находится только в компетенции президента. О необходимости контролировать издержки естественных монополий мы заявили еще в 2001 году. Все последующие годы правительство не может законодательно решить этот вопрос. Хотя, как мы видим, ему приходится задействовать административные рычаги управления, чтобы навести элементарный порядок в экономических отношениях. Связка в планировании тарифов и бюджета уже установилась. В трехлетнем финансовом плане правительства уже спрогнозированы тарифы на 3 года вперед. То есть правительство вынужденно принимает аналогичные меры. Поэтому принятие закона о тарифной паузе - это помощь правительству в принятии правильного решения. Я убежден, что внутри правительства есть понимание правильности предлагаемого нами решения. Так же как и в правящей фракции Госдумы, большинство депутатов поддерживают законопроект о тарифной паузе, но почему-то он не выносится на голосование.
- Первые отклики со стороны монополий показывают, что они недовольны неравным положением со своими поставщиками, которые в случае введения тарифной паузы свои цены не заморозят. Как вы прокомментируете такую реакцию?
- Во-первых, можно заранее провести переговоры с поставщиками и отказаться от особо алчных. Во-вторых, монополии накопили достаточно "жирка", чтобы безболезненно пережить год тарифной паузы. Об этом говорят их последние покупки.
- Валерий Михайлович, как вы относитесь к тому, чтобы обратиться к общественным объединениям предпринимателей, типа РСПП, с призывом подписать хартию о добровольном замораживании цен на период действия тарифной паузы?
- Во-первых, в СМИ пока слабо освещается предложение о тарифной паузе. Для того чтобы предлагать объединяться вокруг идеи, надо раскрыть людям суть предложения, как его реализация отразится на субъектах экономики и экономике в целом. Во-вторых, необходима хартия для поддержки экономической идеи общенациональной значимости. Я думаю, что промышленные и деловые союзы как раз и существуют для того, чтобы по каким-то общегосударственным вопросам объединять свои усилия. Может быть, это хороший повод для того, чтобы совместными усилиями изменить в позитивном направлении нынешнюю парадигму экономического развития страны.