Вчера, как и было запланировано, он вылетел в Ханты-Мансийск. Компанию главе правительства составил полномочный представитель президента в Уральском федеральном округе Петр Латышев, не разделивший участь коллег-отставников по Приволжскому и Дальневосточному федеральным округам. Оказавшийся в день объявления кадровых перестановок в Москве, Петр Латышев обсуждал с главой кабинета министров ход реализации в УрФО национальных проектов. Он заверил Фрадкова, что до конца текущего года во всех субъектах подведомственного ему округа будут разработаны и введены в действие региональные программы по каждому национальному приоритету. В этих документах будет перечислен не только перечень мероприятий, но конкретные исполнители и четкие сроки. Полпреду было о чем рассказать Фрадкову. Несмотря на возникший недавно в Екатеринбурге скандал в отношении формирования Общественного совета, структура все же создана и уже в ближайшее время станет осуществлять гражданский контроль над реализацией национальных проектов.
Очевидно, что после такого задушевного разговора полпред и премьер, видимо, решили не разлучаться даже на время. Тем более что и дальнейший их путь во многом совпадал: Латышев должен принять участие во всероссийском совещании о состоянии и перспективах развития нефтяной отрасли в стране, которое в Ханты-Мансийске проведет Михаил Фрадков. Впрочем, помимо куратора округа в совещании было запланировано и участие губернатора Тюменской области Сергея Собянина. Но после того, как он стремительно сменил место в регионе на кресло в Кремле, этот субъект на совещании, видимо, будет представлять его заместитель. Для обсуждения проблем нефтянки в Ханты-Мансийске высадится внушительный десант и федеральных чиновников - представителей налоговой, таможенной и антимонопольной служб, министерства природных ресурсов, минпромэнерго, минфина и минэкономразвития. Поучаствуют в совещании губернатор Югры Александр Филипенко, губернатор Ямала Юрий Неелов, а также руководство нефтяных компаний, депутаты Государственной Думы и Совета Федерации.
Но для начала премьеру покажут Приобское нефтяное месторождение, научно-аналитический центр рационального недропользования, комплекс системы управления ресурсами Ханты-Мансийского автономного округа и "Юганскнефтегаз".
В регионе добывается сегодня порядка 60% всей российской нефти. А Приобское нефтяное месторождение - одно из крупнейших природных хранилищ углеводородного сырья в мире: в 2004 году здесь было добыто 20,4 млн тонн нефти. "Нефтяная отрасль в России - это флагман экономики, обеспечивающий существенную часть доходов в бюджет, - поясняют на Краснопресненской набережной, - однако в настоящее время проявляется ряд тенденций и факторов, оказывающих негативное влияние на развитие отрасли и снижающих темпы роста производства". Именно поэтому, считают в правительстве, ряд возможных налоговых инициатив в этой сфере "может подстегнуть компании не только повышать добычу, но и модернизировать производство". По оценкам экспертов российские нефтеперерабатывающие заводы сегодня работают фактически на пределе своих мощностей. "10 НПЗ работают еще с довоенных времен, 9 НПЗ были пущены в эксплуатацию в 50-60-е годы прошлого века, 4 НПЗ - в 60-80-е годы", - объясняют в Белом доме. Поэтому-то центру и предлагается уделить вопросу модернизации нефтеперерабатывающих заводов особое внимание.
Но не только это предстоит решить премьеру. На суд нефтяников будут вынесены, в частности, предложения ввести дифференцированную ставку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), отказавшись от жесткой привязки к уровню мировых цен на нефть. Необходимость совершенствования налогового законодательства будет обсуждаться также и в отношении акцизов на нефтепродукты, налога на прибыль, а также таможенных пошлин.
Беспокойство по поводу недостаточной для развития нефтяных компаний доли выручки, кстати, проявил президент Владимир Путин. Отвечая на вопросы россиян в прямом эфире в конце сентября этого года, он заметил, что из всей выручки, которую получают нефтяные компании и компании ТЭКа вообще, из всего объема денежных средств, функционирующих в этой области, компаниям достается лишь 20%, "а остальное уходит в налоги и другие платежи государства". Именно поэтому он и порекомендовал правительству поскорее решать вопросы налогообложения в нефтяной отрасли, особенно учитывая тот факт, что ряд платежей и налогов, в том числе НДПИ, импортные пошлины, "напрямую влияют на внутренние цены в стране". В правительстве тогда забеспокоились, да и рванувшие вверх цены на бензин не давали покоя. "Мозговой штурм" в этом вопросе предложило устроить минэкономразвития. Пока же в ведомстве Грефа генерировали идеи, минпромэнерго объявило о том, что рассматривает варианты налоговых послаблений нефтяным компаниям в ответ на их согласие заморозить топливную розницу до конца года. Глава ведомства Виктор Христенко на встрече с президентом заявил о возможности введения для нефтяников налоговых каникул при разработке новых месторождений, отмены привязки НДПИ к мировым ценам на нефть и введения дифференцированной ставки этого налога. Все это, по мнению министра, позволит увеличить темпы прироста добычи сырья и стабилизировать ситуацию с топливными ценами в долгосрочной перспективе. Дифференцированный НДПИ, как известно, вступит в силу в лучшем случае с 2007 года. По остальным налоговым послаблениям правительство не могло назвать даже примерных сроков. Фактически же увеличившиеся налоговые отчисления компании смогут "отбить" сразу по истечении действия соглашения. В этом случае страну уже с нового года ждет очередной взлет топливных цен.
Но минэкономразвития, не дожидаясь новогоднего сюрприза, все же выдало предложения. "Предлагается сделать так, что чем выше цена на мировом рынке на нефть, тем меньше акцизы на бензин", - пояснил правительственный источник. По его мнению, реализация подобной меры, в случае если расчеты ее подтвердят, способствовала бы решению проблемы высоких цен на бензин на внутреннем рынке в стране. Дабы стимулировать повышение качества нефтепереработки, рассматривается возможность введения повышенных акцизов в отношении низкооктанового бензина. Одновременно в рамках данного предложения рассматривается возможность снижения акцизов на высокооктановые марки бензина.