"В российских организациях до сих пор не могут отойти от советской системы управления персоналом", - возмущенно заявил американский специалист Уильям О Рурк, выступая на форуме "Кадровый менеджмент" в Москве. По его словам, "совок" начинается уже с приема сотрудника на работу. По старинке, без блата устроиться на службу в бывшую советскую организацию практически невозможно. Информация о свободных вакансиях распространяется только среди "своих". Резюме, которые присылают большинство "чужих" соискателей, руководители и сотрудники отдела кадров попросту игнорируют. Такая система до сих пор процветает на заводах, в образовательных учреждениях, научных институтах и других организациях, возникших до перестроечных времен.
В развитых западных странах, по словам специалиста, все с точностью до наоборот. Руководители там рады любому новому сотруднику, главное - чтобы у него было специальное образование, свежие идеи и желание работать. Причем обязанности по подбору персонала в основном возлагаются на кадровые агентства. Кстати, по таким законам живут российские представительства зарубежных корпораций и новые отечественные холдинги - подписать контракт можно в тот день, когда было отправлено резюме.
По словам Уильяма О Рурка, проводя опросы в российских компаниях, он столкнулся с признаниями работников в существовании в некоторых организациях подхалимства, системы подношений начальству. В свою очередь российский Институт сравнительных исследований трудовых отношений провел опрос. Эксперт Инна Донова подтвердила, что почти на всех российских предприятиях распространен "фаворитизм". Это когда у руководителя среди подчиненных есть любимчики и изгои, которым он повышает и понижает зарплату в зависимости от своего к ним отношения.
Сюда же можно отнести отсутствие во многих компаниях нормальной иерархии и непонимание работниками своих обязанностей. "У российского работника может быть от двух до пяти начальников сразу, - поясняют эксперты. - Отсюда перегруженность управленческого аппарата текущими вопросами, отсутствие согласованности в действиях подчиненных, невыполнение плановых задач и так далее". Это характерно для всех без исключения российских компаний, вне зависимости от вида деятельности. О Рурк удивляется недальновидности некоторых руководителей: ведь, согласно западным представлениям, грамотное руководство персоналом позволяет увеличить доход предприятия в среднем на 5-10 процентов.
"Переросшие" свою должность перспективные сотрудники вынуждены искать новую, лучше оплачиваемую работу на стороне
Отрицательным моментом как зарубежные, так и российские исследователи считают и старую русскую традицию отмечать праздники прямо на рабочем месте и порой в рабочее время. По словам сотрудника института Елены Плотниковой, если в бывших советских предприятиях до сих пор практикуют празднование государственных праздников и проведение спартакиад, то в западных - отмечание дней рождения компании за пределами офиса и походы в фитнес-клуб.
"Но больше всего меня удивило другое, - говорит эксперт. - В России совершенно не ценят перспективных и талантливых сотрудников. Их никак не поощряют. Например, в одной из компаний я предложил лучшим работникам поднять зарплату на 11 процентов. Руководство с этим не согласилось: сказали, что если и будут поднимать, то всем. Я такой уравниловки не понимаю". Именно поэтому для российского бизнеса характерна парадоксальная ситуация, когда наиболее перспективные сотрудники, "переросшие" свою должность, вынуждены искать новую, лучше оплачиваемую работу на стороне. В своей компании возможности карьерного роста они считают весьма ограниченными. Другое дело на Западе - сотрудники занимают ту должность, которой они достойны.
Кроме того, на Западе при заключении трудового контракта практикуется предоставлять работнику обширный социальный пакет. У нас же сложившуюся при социализме мощную систему социальной поддержки работника успешно разрушили: ни льготных путевок, ни ведомственных поликлиник, не говоря уж о детских садах, пионерских лагерях и строящемся жилье. Единственное, на что можно рассчитывать, - это на единовременные выплаты по случаю свадьбы, рождения ребенка, похорон или юбилея. Да и то во многих наших компаниях деньги на эти цели нередко "скидывают" коллеги из своего собственного кошелька.
То же самое касается и льгот и поощрений. Если в российских компаниях премии платят всем без исключения сотрудникам (иногда она достигает 50 процентов от всей зарплаты) и лишают ее в случае нарушений - прогулов, опозданий, невыполнения плана или пьянства, то в западных премии начисляют только за хорошую работу и, таким образом, стимулируют производительность.
Особняком в России стоят предприятия мелкого и среднего бизнеса, которые работают по смешанной системе - кое-что берут из советской, кое-что из западной. Даже перенимая зарубежный опыт, некоторые руководители допускают перегибы. По словам руководителя одной из торговых фирм, если он узнает, что у нового сотрудника в компании работают родственники и он об этом не предупредил заранее, тут же следует увольнение. Еще один пример - работодатели заключают не традиционный в России коллективный договор, а новомодное корпоративное соглашение. Это значит, что все трудовые споры в фирме будет решать не профсоюз, а сам руководитель (естественно, в свою пользу).
"Именно в мелких и средних компаниях чаще всего нарушается закон, - рассказывает специалист Института сравнительных исследований трудовых отношений Ирина Козина. - Зачастую директора таких предприятий даже не заключают с сотрудниками договоры и платят "черную" зарплату. В то же время применяют жесткую систему штрафов и наказаний. За опоздание на работу на несколько минут из дневной зарплаты сотрудника вычитают от 5 до 30 процентов, а за досадную погрешность могут и немедленно уволить. Хотя, согласно Трудовому кодексу РФ, сотрудников можно увольнять далеко не по любой причине и только через две недели после официального предупреждения. Неудивительно, что у многих российских компаний огромная текучка кадров. В Москве, например, она в среднем составляет около 70 процентов в год".
Как рассказали "РГ" в Федеральной службе труда и занятости, трудовые инспекции во всех регионах буквально завалены жалобами от работников, считающих, что работодатель ущемил их права. При этом в службе признают, что далеко не каждое нарушение компанией российского законодательства становится предметом разбирательства - в трудовой инспекции или в суде. Очень часто незаконно уволенные работники мирятся с ситуацией и не идут жаловаться. Между тем, считают в службе, работники должны понять, что нельзя оставлять безнаказанными тех руководителей, которые забывают о законах. И неважно, по какой системе они работают, - по советской, западной или смешанной.
Досье "РГ"
Как российские работники борются за свои права.
Чаще всего они лично обращаются к начальству с просьбой восстановить справедливость - 60 процентов.
Меняют место работы - 23 процента.
Обращаются в общественные организации (профсоюз, совет трудового коллектива) - 15 процентов.
Используют личные связи (помощь друзей, знакомых, родственников) - 13 процентов.
Обращаются в суд - 7 процентов.
Организуют забастовки и митинги - 3 процента.