По его словам, сейчас в минтрансе формируется постоянно действующая площадка из высокопрофессиональных специалистов по подготовке концессионных проектов на транспорте. Кроме того в ведомстве готовится список проектов, в реализации которых будет участвовать частный капитал.
Приоритет отдается развитию платных автомобильных дорог. Министерство уже наметило несколько трасс, на которых будет задействована система финансирования ГЧП. В первую очередь это строительство Западного диаметра в Петербурге. Трасса скоростной магистрали протяженностью 46,4 километра начнется от кольцевой автодороги в южной части города, проследует в район Большого морского порта, затем на Васильевский остров и далее на север, до автодороги "Скандинавия". Стоимость проектирования и строительства - около 60 миллиардов рублей. Ожидается, что половину из этих средств внесут частные инвесторы, а половину - федеральный бюджет и бюджет Санкт-Петербурга. В будущем предусматривается "подключить" Западный диаметр к скоростной платной автодороге Москва - Санкт-Петербург. Кстати, это еще один важный проект. Предполагаемый объем инвестиций здесь составит 6,5 млрд. долларов. Еще более затратным станет строительство Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) в радиусе 50 километров от столицы. Основная цель нового кольца - разгрузка Москвы от складов и большегрузных машин. В это сооружение планируется вложить около 12 млрд. долларов. А реконструкция подъезда к аэропорту "Домодедово" потребует 93 млн. долларов вложений и будет завершена к 2007 году.
Срок окупаемости дороги составит 9 лет. Во время дискуссии Левитин заметил, что при реализации первых проектов все риски государство возьмет на себя. Часть средств при этом планируется позаимствовать из создаваемого "с чистого листа" Инвестиционного фонда России, "денежной подпиткой" которого станут средства Стабилизационного фонда. Кстати, о механизме действия Инвестиционного фонда чуть ли не впервые подробно рассказал на "круглом столе" заместитель министра, статс-секретарь минэкономразвития Андрей Шаронов. Он особо подчеркнул, что "тотального использования средств Стабфонда при формировании Инвестиционного фонда России не будет".
"По-прежнему приоритетным для России считается использование Стабфонда на досрочное погашение внешнего долга", - заметил министр. Поэтому, по его словам, речь может идти о поддержке "исключительно разовых и, кроме того, выгодных и доходных транспортных проектов". "Они должны быть безубыточными, а минимальная стоимость проекта будет составлять 5 миллиардов рублей", - считает Шаронов.
Формы партнерства, по его словам, могут быть также самые разные от софинансирования проектов на договорных условиях до направления средств в уставной капитал компаний и до госгарантий.
Замминистра сказал, что сейчас на визе в правительстве находятся документы, определяющие порядок формирования и расходования Инвестиционного фонда. Планируется, что проекты будут проходить два этапа отбора - сначала в комиссии минэкономразвития, а затем в правительственной комиссии. После того как правительственная комиссия отберет лучшие проекты, по ним будут заключаться инвестиционные соглашения и договора поручительства по заемным средствам. Ответственным исполнителем по конкретным проектам будут отраслевые министерства, а распорядителем бюджетных средств - соответствующие федеральные агентства.
Справка "РГ"
Транспортные проекты, в которых ожидается приход частного капитала:
Морской пассажирский терминал на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, транспортные терминалы в аэропортах "Домодедово" и "Шереметьево", создание авиаузлов в аэропортах "Кольцово" (г. Екатеринбург) и "Храброво" (г. Калининград). Соединительная магистраль от МКАД в Москве до автомагистрали "Беларусь" Москва - Минск. Строительство новых и платная эксплуатация действующих участков автомагистрали "Дон" в Московской, Тульской и Липецкой областях.